АННОТАЦИИ К  ПРОГРАММАМ,  ТЕХНОЛОГИЯМ    ПО   ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

АННОТАЦИИ К ПРОГРАММАМ, ТЕХНОЛОГИЯМ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ПРОГРАММЫ, ТЕХНОЛОГИИ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

1. Программа «Юный эколог» (автор С.Н. Николаева).
2. Программа «Наш дом — природа» (автор: Н. А. Рыжова).
3. Программа «Паутинка» (автор: Ж. Л. Васякина-Новикова)
4. Экологический проект для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Дерево» (автор Н. Рыжова)
5. Программа «Мы земляне» (автор Н. Вересов)
6. Программа по эстетико-экологическому воспитанию (авторы: И. Г. Белавина, Н. Г. Найденова)
7. Программы "Планета — наш дом", "Земля — наш дом, "Мы открываем мир", "Экология", "Мир вокруг нас", "Экологическая азбука".
8. Программа подготовки детей дошкольного возраста к
обучению основам экологии, природопользования и правам человека « Надежда » (авторы Т.В. Попова, С.Г. Кикнадзе, Т.Н. Михайлина, М.В. Шубина, Л.С. Журавлева, Л.В. Андрюшкина).
9. Аудиовизуальная программа культурно-экологического образования дошкольников «Семицветик » (автор В.И. Ашиков)
10. Программа для шестилеток «Природа и художник» (автор Т. Копцева)
11. Технология процесса воспитания гуманного отношения к природе (автор Петрикевич А.А.).
12. Технология экологического воспитания «Формирование начал экологической культуры» (автор С. Николаева).

 

 

ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Автор: С. Н. Николаева

Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.
Программа может быть использована любым дошкольным учреж-дением, которое от традиционного ознакомления с природой перехо¬дит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.
В программе представлено пять разделов: первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; тре¬тий прослеживает их роль в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в четвертом раскры¬ваются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут на¬блюдать; пятый раздел показывает разные формы взаимодействия че¬ловека с природой.
В программу «Юный эколог» входит подпрограмма - она предназ-начена для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание».
К программе разработаны методические материалы «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», в которых раскрыта конкретная технология экологического воспитания старших дошколь¬ников в условиях детского сада, представлено планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям.
Рекомендована Министерством образования РФ.

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА «НАШ ДОМ — ПРИРОДА»
Автор: Н. А. Рыжова
Программа "Наш дом — природа" ставит своей целью с первых лет жизни воспитывать гуман¬ную, социально-активную личность, способную понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней. Она направлена на формирование целостного взгляда на ок¬ружающий мир и место человека в нем, на развитие эколо¬гически грамотного и безопасного поведения ребенка.
Программа "Наш дом — природа" уделяет внимание сле¬дующим вопросам:
– понимание ценности природы;
– осознание ребенком себя как части природы;
– воспитание уважительного отношения ко всем без иск¬лючения животным и растениям независимо от наших сим¬патий и антипатий;
– понимание того, что в приводе все взаимосвязано, и на¬рушение одной из связей ведет за собой другие изменения;
– воспитание у детей активной жизненной позиции;
– обучение основам элементарной экологической безопас¬ности;
– формирование первоначальных сведений о рациональ¬ном использовании природных ресурсов в быту (электроэнер¬гия, вода, газ);
– формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка);
– понимание неповторимости окружающего мира.
Н. А. Рыжова замечает, что у подрастающего поколения нужно сформировать новое экологическое сознание, суть которого заключается в том, что человек — особая, разумная часть природы, а экология — не просто наука, это целое мировоззрение.
Программа "Наш дом — природа" обеспечивает преемст¬венность экологического образования дошкольников и уча¬щихся начальной школы по предметам "Окружающий мир", "Природоведение", "Экология".
Работая по данной программе, важно показать, что при¬родные компоненты связаны между собой и зависят от среды обитания. Необходимо сформировать у детей первичные представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ничто не исчезает бесследно. Дошкольники должны получить научно достоверную, но адаптированную для их возраста информацию.
Программа не подразумевает запоминания терминов, не рассчитана на механическое воспроизведение знаний. В игровой форме дошкольники знакомятся с объектами живой и неживой природы, с зависимостью их друг от друга, с существованием разных сред обитания и с приспособлен-ностью животных, растений к условиям той или иной среды, их ролью в природе, с факторами, влияющими на их су¬ществование.
-2-
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование у ребенка экологического сознания, но и на развитие личности в целом (умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, самостоя¬тельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаи¬мосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать), на интеллектуальное, эстетическое, речевое, физическое раз¬витие, развитие культуры чувств.
Большое внимание в программе уделено вопросам эколо¬гической безопасности: родителям нельзя гулять с малень¬ким ребенком рядом с проезжей частью или стоянками ав¬томобилей, купаться в загрязненных водоемах и пр.
По своей структуре программа состоит из нескольких блоков: "Я и природа", "Вода", "Воздух", "Почва", "Солн¬це", "Растения", "Животные", "Лес", "Человек и природа".
Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной групп (5—7 лет), так как именно в этом возрасте появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей, к абстрактному мышлению, что не¬обходимо для понимания существующих в природе взаимос¬вязей.
Программа позволяет педагогам самостоятельно пла¬нировать работу (в зависимости от выделенных на проведение занятий часов). Система занятий в рамках программы пос¬троена следующим образом: по каждой теме проводится одно или несколько основных занятий. Как правило, их проводит специальный педагог или эколог, причем занятие может включать элементы музыкальных уроков, рисование, иссле¬дования, игры, чтение литературы.
Затем закрепление материала осуществляют воспитатель, другие педагоги во время наблюдений в группах, в живых уголках, на прогулках и экскурсиях, в том числе на экологи¬ческой тропинке, на занятиях по изобразительной деятель¬ности, музыке, труду, физкультуре, участке, оборудованном по экологическому проекту, театрализованных постановках.
Занятия по данной программе строятся с учетом спе¬цифики наглядно-действенного и наглядно-образного вос¬приятия дошкольниками мира. Большое значение придается ведущей форме деятельности дошкольников — игре. Авторы рекомендуют проводить с дошкольниками игры-превращения, направлен¬ные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Огромное значение в экологическом воспитании имеет также исследовательская деятельность — проведение опытов, наблюдений.
Задача воспитателя — так организовать обучающий про¬цесс, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Авторская программа "Наш дом — природа" утверждена Министерством образования России и рекомендована к использованию в дошкольных учреждениях.

ПРОГРАММА «ПАУТИНКА»
Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова
Цель: формирование целостной системы знаний и умений, разви-вающих у детей планетарное мышление на основе формирования со-циально-экологического идеала; экологическое воспитание.
Программа применима для различных видов ДОУ, но особенно она может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых эколо-гическое воспитание является приоритетным.
Система знаний, заложенная в программу, представляет собой че¬тыре больших блока ответов на основные вопросы, возникающие у де¬тей этого возраста: «Как я живу?», «Где я живу?», «Когда я живу?», «С кем я живу?» - и составлена по возрастным группам.
К программе «Паутинка» выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания младших дошкольников, представлено примерное распределение учеб-ного материала на год.
Рекомендована Министерством образования РФ.

 


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДЕРЕВО»
(Автор Н. Рыжова)
Программа помогает учить детей помнить призывы взрослых «Береги¬те деревья! Они наши зеленые дру¬зья!» Данный экологический проект подсказывает, как перейти от слов (лозунгов, призывов) к делу. Он вклю¬чает три этапа; подготовительный, ис¬следовательский и обобщение резуль¬татов с разработкой рекомендаций на основе собственных наблюдений.
Через все содержание работы про¬ходит отношение к деревьям как к живым объектам: им грустно, не хва¬тает нашего внимания, заботы, тепла («дерево будет обязательно расти вместе с нами, если мы будем забо¬титься о нем», «дерево уже боль¬шое, живет на земле долго, значит, очень много всего знает, это мудрое дерево»; можно сравнить дерево с человеком).

Литература: Рыжова Н. А. Экологический проект «Дерево»//Обруч. 1997, № 2.

 


ПРОГРАММА «МЫ ЗЕМЛЯНЕ»
Автор Н. Вересов
Основная цель программы — создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников. Программа представляет собой одну из немногих попыток реализации в практике дошкольного воспитания идей гуманитарного подхода к экологии, по существу является образовательной системой, в которой представле¬ны два неразрывно связанных компонента: содержательный и техно¬логический.
Основные особенности программы - ее игровой характер, откры-тость и вариативность.

 

ПРОГРАММА
ПО ЭСТЕТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Авторы: И. Г. Белавина, Н. Г. Найденова.
Представлен материал для работы с детьми старшего дошкольно¬го и младшего школьного возраста.
Раскрывается технология работы с детьми. Подготовлена хресто¬матия с подборкой художественных произведений для чтения, разра¬ботан 71 комплект занятий.
Авторы продолжают отработку и апробацию материалов на базе детских дошкольных учреждений г. Москвы.

 

 

 

 

 

Проблемы экологического воспитания затрагиваются и в программе "ПЛАНЕТА — НАШ ДОМ", которая ориентирована на старший дошкольный возраст и базируется на форми¬ровании ярких художественных и музыкальных образов природы. В программе "ЗЕМЛЯ — НАШ ДОМ" дети получают знания из сказок, мифов, наблюдений, игр, опытов, музыки и рисования. Предлагается в программе также и гимнастика йогов, легенды о сотвррении Земли.
В этих программах рекомендуются следующие формы и методы экологического образования дошкольников:
экологические занятия, экологические экскурсии, уро¬ки доброты, экологические кружки, экологические конкур¬сы, КВН, аукционы, марафоны, викторины, "Поле чудес", экологические акции, обсуждения и проигрывание ситуаций, трудовой десант, зеленый патруль, клуб исследователей при¬роды, лаборатории юного эколога, составление экологиче¬ских карт, ведение "Панорамы добрых дел", ведение феноло¬гических календарей природы, коллекционирование, эколо¬гические выставки и экспозиции, экологические музеи, День (Неделя) экологического творчества, экологические праздни¬ки и фестивали, экологические игры (дидактические, имми-тационные, игры-моделирования экосистем, игры-путешест-вия), экологические сказки, экологические тренинги, инсценировки, театрализации и т. д.
Стоит согласиться с экспертной оценкой Н. Н. Авдеевой, которая считает, что программы экологического образования дошкольников "МЫ ОТКРЫВАЕМ МИР", "ЭКОЛОГИЯ", "МИР ВОКРУГ НАС", "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА" по содержанию пред¬ставляют собой традиционное, всем знакомое "Природове¬дение". Все эти программы предусматривают традиционный рассказ о сезонных изменениях в природе и деятельности человека, о том, кто живет в лесу, реке, поле, какие расте¬ния растут на участке. Наряду с традиционными формами проведения занятий (рассказ по картине, чтение художест¬венной литературы) новым является использование экологи¬ческих троп, экологических дорожек, где дети знакомятся с живой природой, рассматривают растения, встречающиеся на участке, в саду, на огороде, а также птиц, насекомых и т. д. Часто дети делают зарисовки, чертят схему маршрута своих прогулок с обозначением объектов живой природы.
В программах, как правило, отсутствует широкое позна¬вательное содержание, не создаются условия для знакомства детей с многообразием форм жизни на земле, их особен¬ностями, развитием, средой жизнедеятельности.
Авторам программ по экологическому воспитанию нужно предусмотреть и такие формы работы, как изготовление по¬делок, составление гербариев, коллекций и т. д. Необхо¬димо предоставить возможность детям для сочинения рас¬сказов и сказок о домашних и диких животных, изображение их в играх-драматизациях. Нужно дать детям элементарные сведения по анатомии, физиологии, о физическом и психиче-ском здоровье человека, здоровом образе жизни.
Однако ко всем новшествам в области психического и соматического здоровья (использование нетрадиционных методов и оздоровительных процедур, часто мистического, экзотического характера, связанных с системой запретов, ограничений, внедрение в питание разнообразных диет, в том числе сыроедения, йоги, обливания холодной водой при любой погоде и в любое время года) необходимо относиться с большой осторожностью, особенно если это касается детей.
« НАДЕЖДА »
Программа подготовки детей дошкольного возраста к
обучению основам экологии, природопользования и правам человека.
Авторы Т.В. Попова, С.Г. Кикнадзе, Т.Н. Михайлина, М.В. Шубина, Л.С. Журавлева, Л.В. Андрюшкина /

Цель программы: подготовить детей к необходимому для полноценной жизни в ХХ1 веке экологоосознанному восприятию явлений окружающего мира экологически грамотному поведению в нем.
Основные задачи:
- обеспечение детей знаниями, навыками, ценностными ориентированными, необходимыми для формирования эколого-осознанного поведения в окружающей среде, включая природную сферу, продуктивную деятельность, межличностные и общественные отношения;
- развитие познавательной и творческой активности;
- осознание своего «Я» как части природы;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование потребности уважать свои права и права других живых существ.

Программа рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методика работы с детьми предполагает соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме. Создавая развивающую среду и организуя деятельность детей в этой среде, каждому ребенку предоставляется возможность приобрести индивидуальный опыт по отношению к природе вне личности / «дикая природа»/; природе, вовлеченной в деятельность личности /»природа используемая»/, а также к природным свойствам личности, их развитию, уважению прав других и умению объединяться с ними.

Литература:«Надежда»-программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека. /Потапова Т.В.-М, 1998/.

 

 


« СЕМИЦВЕТИК »
АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУЛЬТУРНО-ЭКОЛГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ. /Автор В.И. Ашиков/

Главная цель программы – обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка,
экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусства и организации детской деятельности.

Девиз программы – «Воспитание через культуру и красоту».

Заложить основы высокой культуры, человечности, творчества можно только через высокие образы национальной и мировой культуры и творческий труд. Авторы программы видят красоту в природе, искусстве, в самом человеке, в его внутреннем мире и его созидательных действиях.

Исходя из этого, основные базовые темы программы – « Природа» и «Человек».
Основные тематические блоки:
1. «Планета Земля».
2. «Небо».
3. «Искусство» / рукотворная красота, духовно-творческие ценности родного народа и мировой культуры/.
4. Светочи /великие люди, народные герои и подвижники/.

В основу развития программы по возрастам заложен принцип спирали, т.е. она в своем движении повторяет виток за витком, но каждый раз
на качественно новом уровне. Тематические блоки программы повторяются из года в год, но с новым содержанием для каждой возрастной группы.

Литература.
Ашиков В. «Семицветик» /Дошкольное воспитание» 1998 № 2, 1999 №1.

 

«ПРИРОДА И ХУДОЖНИК»
ПРОГРАММА ДЛЯ ШЕСТИЛЕТОК
(Автор Т. Копцева)
Данная программа помогает ре¬бенку увидеть красоту окружаю¬щего мира и выразить свои чувства через изобразительное искусство. В течение года дети осваивают все¬возможные виды художественно-творческой деятельности (конст¬руктивную, изобразительную, де¬коративную) и постепенно приоб¬ретают первичные навыки в рабо¬те с гуашью, углем, пластилином, пером и тушью, цветной бумагой, восковым мелком, пастелью или школьным цветным мелом, нож¬ницами и клеем. Многообразие форм работы помогает ребятам искать себя при работе с различ¬ными материалами.
Ребенок-художник наблюдает за природой, а в творчестве выража¬ет свое видение происходящих в ней явлений. Педагог помогает ему, реализуя основной методоло¬гический принцип программы — одухотворение природных явлений (очеловечивание природы).
Организация процессов созерца¬ния, созидания и общения —три вида педагогического творчества на заня¬тиях по изобразительному искусству. Способы вовлечения детей в процес¬сы продуктивного творчества разно-образны: сказочное повествование, игровые ситуации, ролевые игры, игры-импровизации, элементы пан¬томимы. Поочередное погружение ребенка в ситуацию зрителя, слуша¬теля, актера, собеседника придает за-нятиям динамичность, интригующую загадочность. Для созерцания картин природы предусмотрены уроки-лю¬бования. Если нельзя выйти на при¬роду, можно использовать слайд-фильмы. Создать соответствующую замыслу творческую атмосферу за¬нятия помогают музыкальные и лите-ратурные произведения.


Литература: Копцева Т. Природа и художник //Об¬руч. —2000. —№ 1.

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
Автор Петрикевич А.А.

Данная технология имеет целью помочь педагогу дошкольного учреждения углубить и уточнить свои представления об основных направлениях работы по разделу «Человек и природа» программы «Пралеска». Материал программы и методические рекомендаций представлен по темам.
Примерный перечень и краткое описание форм и методов работы с детьми сделаны с учетом видов деятельности дошкольников, выделенных в программе: познавательно-практической деятельности, игровой, художественной, трудовой, учебной, общения.
Материал технологии представлен по темам «Живое существо»: «Одинаковые, но разные», «Что у нас внутри», Где ты был, когда тебя не было», «Наш Дом – планета Земля»: «Мы не одни живем на Земле», «Беречь наш общий дом – планету Земля», «Неживая природа», «Сезоны».

 

 

 

 

 

 

 

 

«ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Технология экологического воспитания
Автор С. Николаева
Предлагаемый материал — это система работы по экологическо¬му воспитанию детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада, еще одна технология к программе «Юный эколог», в ко¬торой были представлены техноло¬гии для среднего и старшего дош¬кольного возраста.
Становление первоначальных основ экологической культуры — это накопление конкретных, чув¬ственных представлений о предме¬тах и явлениях природы, постоян¬но окружающих малышей.
В возрасте 2—3 лет дети долж¬ны научиться различать, правиль¬но называть предметы и объекты природы, с которыми они посто¬янно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства, видимые составные ча¬сти предметов и объектов, полу¬чить элементарные представления о возможной деятельности с ними.
Предлагаемая технология пост¬роена на использовании персона¬жей широко известных малышам русских народных сказок, которые призваны вызывать положитель¬ные эмоции и интерес к природ¬ным явлениям. Важное место от¬водится использованию сюжетных подвижных игр с имитацией дви¬жений животных. Обыгрываются с детьми произведения фольклора, стихи.
Материал распределен по меся¬цам и неделям.

Литература:
Николаева С. Формирование начал экологической культуры //Дошкольное воспитание.—1999.—№ 8, 11