Беседы

Беседы

БЕСЕДА О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ ЛЕТОМ

Цель: закрепить представления детей о сезонных изменениях в при¬роде.
Оборудование: круговая диаграмма смены времени года, картин¬ки летнего пейзажа, радуги, фломастеры, красные листы бумаги.

Воспитатель вносит круговую диаграмму, вместе с.детьми вспо-минает о временах года, загадывает загадку: ""Я соткано из зноя, несу тепло с собою. Я реки согреваю, «купайтесь! - приглашаю, и любите за это вы все меня зовете. Я... (лето)». Дети показывают отгадку на диаграмме. Затем вместе с детьми прослеживает, после какого време¬ни года наступает лето.
Далее педагог проводит с детьми беседу по вопросам (о погоде, солнце, дождях и т.д.), рассказывает о грозах с градом, о радуге, о тру¬де и отдыхе людей летом.
Дети вспоминают летние знаки («солнце светит ярко», «день длин¬нее ночи», «град»). Знаки сравниваются с подобными знаками осени, зимы, весны.

БЕСЕДА О ДЕЖУРСТВЕ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

Цель: уточнить представления детей об обитателях уголка приро¬ды: комнатных растениях, аквариуме, канарейке, их внешнем виде, повадках. Закрепить представления о содержании ухода: кормить рыб утром, до завтрака поливать растения водой комнатной температу¬ры, на второй день - рыхлить их, собирать опавшие и пожелтевшие листья; мыть кормушки и поилку у канарейки, готовить и ставить корм: зерно, зелень, мягкий корм. Подводить детей к пониманию необходи¬мости постоянно заботиться о животных и растениях, способствовать воспитанию ответственности за порученное дело.
Предложить детям найти отгадки на загадки в группе: «У стеклян¬ных берегов не бывает рыбаков», «Всю зиму и все лето в разноцветное платье одета», «Круглый год поет и зернышки клюет». Обсудить, как дети их отгадали. Спросить: что еще интересного они могут показать в уголке природы? (поделки из природного материала, рисунки детей, календарь природы, предметы ухода за обитателями и т.д.) Как дети помогали воспитателю ухаживать за обитателями уголка природы в средней группе?
Затем воспитатель сообщает, что в старшей группе в уголке при¬роды будут дежурные, на помощь которых педагог надеется и предла¬гает обсудить их обязанности.
Заранее отбираются растения, которые нуждаются в поливе. Пе¬дагог напоминает и показывает технику, выделяет отличительные потребности растений в воде (например, у колеуса, хлорофитума, алоэ), поясняет назначение рыхления, показывает, как это делается. Уточня¬ется техника опрыскивания, уточняется, какие растения прежде всего нуждаются в этой операции (аспарагус).
После этого внимание ребят направляется на аквариум. Похож ли аквариум на настоящий пруд, чем? Что нужно делать дежурным, что¬бы его подводным жителям было хорошо? Воспитатель рассказывает, что один раз в неделю (перед выходным днем) они будут собирать тину' со дна, чистить стекла, вместе доливать воду, показывает отдельные операции.
Точно так же уточняется содержание ухода за клеткой канарейки.
Обязанности дежурных закрепляются в игровом упражнении «Най¬ди ошибку» и проблемных ситуациях для Незнайки

 БЕСЕДА О ЖИВОМ НЕЖИВОМ
Цель: сформировать обобщенное представление о живом организ¬ме как целостном образовании и его существенных свойствах: пита¬нии, дыхании, движении, способности к росту и развитию и к размно¬жению; о приспособленности живого организма к условиям существо¬вания /среде/; учить, используя модель, находить признаки живого у растений и животных.
Оборудование: модель для формирования понятия «живое», пред-ставляющая 5 картинок с изображением признаков: шагающие ноги -
«Движение»; нос, вдыхающий воздух - «Дыхание»; цыпленок, вылу-пившийся из яйца - «Размножение»; этот же цыпленок разной величи¬ны - «Рост».
Ход беседы:
Воспитатель начинает беседу: «Сегодня мы поговорим о живом и неживом. Я шла в детский сад и увидела, как высоко в небе летит са¬молет, а ниже его летит ворона. И задумалась: они живые или ног» Кто считает, что ворона, живая? Объясните, почему вы считаете, что она живая? Кто считает, что самолет живой, он же летит?»
Выслушав доказательства детей, педагог продолжает: «Чтобы на¬учиться отличать живое от неживого, я сделала картинки, на которых нарисовала признаки живого. Поговорим о вороне, есть ли у нее эти признаки. Я видела, что ворона, летела, а как она еще может передви¬гаться? (ходить и прыгать по земле). Зачем ворона летает и ходит? (ищет пищу, спасается от врагов). «Движение» я нарисовала вот так (Рас¬сматривается картинка «Движение»).
Может ли ворона прожить без корма, без пищи? Все люди, все жи¬вотные едят, чтобы жить (Рассматривается картинка «Питание»).
Что нужно еще, чтобы жить? Закроете ладошкой нос и рот. Хоро¬шо ли вы себя чувствуете? А ворона дышит? Все люди и животные дышат (Рассматривается картинка «Дыхание»).
Откуда берутся новые вороны? С помощью дополнительных воп¬росов выяснить, что вороны откладывают яйца, насиживают их, из яиц появляются воронята. Они растут, ворона-мать их кормит, согре¬вает, защищает, учит летать. Постепенно воронята превращаются в больших птиц. Рассмотреть картинку «Размножение и рост». Сколько получилось признаков? Пять. У вас на руке тоже пять пальцев. Назо¬вите по порядку все пять признаков. А еще ворона видит, слышит, ей бывает холодно, жарко, бывает весело, грустно, страшно, бывает боль¬но.. Ворона - живая.
А сейчас поговорим о самолете. Он тоже летает, но можно ли ска¬зать о нем, что он живой? Обсудить каждый признак и сделать обоб¬щение самолет - неживой, его сделали люди, он не может сам летать, не питается, не дышит, не размножается и не растет.
Посмотрите вокруг и назовите все живое, что есть в группе. После того, как дети перечислят все живое, выставить на стол одно комнат¬ное растение: «Узнаем, есть ли у него все пять признаков живого. Пе-редвигается ли растение? (нет, но поворачивается к свету, солнцу). Нуж¬но ли ему питание? (да, оно берет питание и воду из земли корнями). Дышит ли растение? (да, листьями). Растет ли? (появляются новые ве¬точки, листочки, цветы). Размножается ли? (да, семенами, черенками).
Бывает ли растению плохо? (ему бывает холодно, жарко, не хватает вла¬ги, питательных веществ, оно тогда плохо растет и может погибнуть).
А сейчас назовите вес неживое вокруг нас. Докажете, что стол не¬живой. Опираясь на картинки, ребята отмечают наличие или отсут¬ствие пяти признаков живого.
В заключение предложить выйти на участок и использовать но¬вые знания для определения всего, что встретится: живое это или не¬живое. Продолжить наблюдение за вороной и задать вопросы: «Смо¬жет ли ворона жить, если она попадет в такое место, где нет воздуха? Нет пищи? Росли ворона повредит себе крылья и не сможет летать'.'» Аналогичные вопросы полезно задавать при наблюдении любых жи¬вых организмов, чтобы дети усвоили, что живое может существовать только тогда, когда есть все необходимые условия и когда не повреж¬дены жизненно важные органы.
БЕСЕДА
«КАК ПРИГОТОВИЛИСЬ К ЗИМЕ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Цель: подвести итоги наблюдениям за домашними животными. Показать, что все животные готовятся к наступающим холодам. Учить ребят рассказывать о своих наблюдениях. Воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому на земле
Оборудование: предметные картинки с изображением животных.
Воспитатель напоминает детям, как готовится к зиме белочка-хло¬потунья. Почему ее хлопотуньей назвали? Правильно, много забот и хлопот у белочки: надо побольше корму на зиму запасти, спаленки приготовить, теплую шубку надеть.
А кто знает, какие заботы у кошек и собак? (рассказы детей о сво¬их питомцах).
Может быть, такие заботы только у тех зверей и животных, кото¬рые в лесах и полях живут? Есть ли заботы у домашних животных? Что интересного и нового заметили вы у них?
Вот видите, оказывается, все животные, независимо от того, где они живут, общему правилу подчиняются: к зиме свою шубку иди шер¬стку обновляют. Поэтому, вы заметили, как много шерсти оставляли ваши Барсики и Дружки на ковриках, своих подстилках. Это у них, как и у диких животных, летняя шубка на зимнюю заменяется. Зимняя шерсть гуще и теплее летней. Ведь давно-давно наши кошки и собаки жили не в теплых домах, а в холодных пещерах рядом с человеком. И им самим приходилось заботиться о тепле. Человек надевал на себя теплые шкуры диких животных, а собаки и кошки всегда свои шубы на себе носили, только два раза в год - весной и осенью - меняли их. Не вся шерсть сразу меняется, сначала одна часть волосков, потом дру¬гая, так происходит несколько недель.
А вы, друзья, можете помочь в этом своим кошкам и собакам: надо купить специальные гребешки и почаще вычесывать у кошек и собак старую шерсть, так им будет удобнее и быстрее.
В конце занятия педагог рассказывает и показывает ребятам, ка¬кие бывают породы кошек и собак. Можно использовать книжки-рас¬краски «Какие бывают кошки», «Какие бывают собаки».

БЕСЕДА
«КАК ПОМОЧЬ БОЛЬНОМУ»
Цель: формировать представление о здоровье как одной из основ¬ных ценностей (здоровый человек всегда в хорошем настроении, отлич¬но выглядит, готов к любому делу и т.д.) воспитывать отношение к боль¬ному сверстнику или взрослому как страдающему человеку, нуждающе¬муся в заботе и внимании со стороны близких, учить писать письма.
Оборудование: кукла Айболит, книга К.Чуковского «Айболит», зеркало, писчая бумага, конверты, принадлежности для рисования.
Ход беседы:
Айболит: «Я только что вернулся из Африки, где лечил больных зверей. Помните, как об этом писал К.Чуковский? (воспитатель чита¬ет соответствующий отрывок из сказки К.Чуковского). Да вы и сами знаете, как плохо приходится больным: они неважно выглядят, им ни¬чего не хочется... Того, кто болен, очень жалко. А вы на здоровье не жалуетесь? Идите сюда, вставайте по двое у зеркала и внимательно смотрите на себя и друг на друга. Если у вас румянец во всю щеку, под глазами нет синяков, мышцы упругие, если вы не горбитесь - значит, я вам не нужен. Здорового человека можно узнать по внешнему виду: он красив, часто улыбается, охотно берегся за любое дело. А сегодня все дети пришли в группу? (ответы). Давайте тем, кто заболел и остал¬ся дома, напишем письма - им будет приятно, что о них помнят. Ваше внимание к больным поможет им скорее выздороветь».
Педагог объясняет, что должно быть в письме (приветствие, рас¬сказ об интересных событиях, пожелание скорейшего выздоровления и возвращения в детский сад) и под «диктовку» детей пишет письма больным; Айболит попутно дает советы (не забывать принимать ле¬карства, назначенные врачом, есть больше фруктов и овощей, почаще проветривать комнату, не терять бодрости духа). Затем воспитатель показывает конверты с марками, пишет на них адреса, складывает письма в конверты, но не заклеивает их. Предлагает больным отпра¬вить не только письма, но и рисунки. Дети рисуют на свободную тему. На следующий день рисунки вкладываются в конверты, и во время прогулки дети опускают письма в почтовый ящик (воспитатель объяс¬няет, что произойдет с письмами дальше: кто их вынет из почтового ящики, куда отвезет, как их получат адресаты).