Картотека опытов

Картотека опытов

Экспериментирование.

Опыт 1 «Вода имеет разную форму».
Взять узкую баночку, наполнить её водой. Перелить воду в широкую баночку. Изменилась ли форма, которую приняла вода?
Вывод: вода не имеет формы, а принимает форму сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя, на асфальте они растекаются, собираются в ямках, в землю впитываются.

Опыт 2. «Какого цвета вода?»
Возьмём 2 стакана, один с водой, другой с молоком. Поставим стаканы на картинку. Что мы обнаружили? Намочим кисточку и окунём её в краску, добавляем краску в воду, наблюдаем, как изменяется цвет воды.
Вывод: вода прозрачная жидкость, она принимает цвет растворяемого в ней вещества.

Опыт 3. «Отчего появляется звук».
Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. Что вы чувствуете? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали?
- Теперь прислушайтесь к своему телу. Ладонями обхватите горло и произнесите свою фамилию и имя. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки. Послушаем, как по-разному звучит наш голос. Мы можем его поменять, сделать тихим и громким, низким и высоким. В сказке «Три медведя» все разговаривали по-разному. Давайте произнесём, как говорили медведи одну и ту же фразу: «Кто хлебал из моей чашки?» А ваши внимательные ушки услышат разницу.
Вывод: Звук появляется при вибрации голосовых связок.

Опыт 4. «Почему все звуки исчезли».
Дети кладут вату в уши. Определяют своё состояние.
- Что произошло? Почему все звуки исчезли. Вы перестали слышать. Благодаря органам слуха нам подвластен целый мир звуков: шуршание листьев, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.
Вывод: Слух – огромная ценность для человека и его нужно беречь.

Опыт 5. «Земля имеет форму шара».
Используется макет и силуэт Солнца. Освещение из-под стола настольной лампой макета с животными. Воспитатель медленно вращает силуэт солнца.
Вывод: Земля вращается вокруг своей оси и имеет форму шара.

 

 

Опыт 6. «Земля вращается вокруг Солнца».
Проводится опыт с глобусом и настольной лампой. Земля вращается вокруг Солнца, поворачивается разной стороной. Так день сменяет ночь. Обернулась Земля – прошли сутки.
Вывод: Так устроена природа.

Опыт 7. «Воздух есть везде».
-Ребята, как же нам узнать, что воздух есть.
Показать детям пакет с кубиками.
- Есть ли что-нибудь в пакете? Как вы догадались?
Освободить пакет из кубиков, аккуратно сверху скрутить.
- Почему пакет выпуклый? Что в нём есть? А что есть в пустой банке?
Подуть через соломинку в стакан с водой.
-Почему появились пузырьки? Как вы думаете, где ещё есть воздух? А теперь посмотрим, что произойдёт с салфеткой, брошенной в таз с водой.

Опыт8. «Воздух сжимается».
- Намокнет ли салфетка, опущенная в воду в перевёрнутом стакане?
Ко дну стакана кусочком пластилина прикрепить сложенную вчетверо салфетку, опустить в воду.
- Намокла ли салфетка? Почему? Как опустить на дно таза лодочку с флажком так, чтобы флажок остался сухим? Где используется свойство воздуха сжиматься и становиться сильнее?

Опыт 9. « Какой воздух мы выдыхаем?»
Предложить детям укрыться одеялом и оставаться там несколько секунд.
- Что вы почувствовали? Почему трудно дышать?

Опыт 10. «Как мы дышим».
Надуем и сдуем воздушный шар. Вот так работают наши лёгкие. Наши лёгкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них: стараться не простужаться и дышать чистым воздухом.
Давайте проведём эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно. Нам нечем дышать.

Опыт 11. «Что такое пар».
Воспитатель берёт камушек и опускает в воду, дети видят, что вокруг появляются пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха. Дети повторяют опыт. В морозную погоду, вдыхая тёплый воздух ртом, мы видим пар – это теплый воздух в окружении холодного.

Опыт 12. «Как услышать воздух»
Чтобы услышать воздух, воспитатель предлагает детям медленно выпускать воздух из воздушного шарика. Если подставить руку под струю выходящего


воздуха, можно его почувствовать. Воздух постоянно перемещается, движение воздуха – это ветер.

Опыт 13. « Воздух нам необходим, чтобы дышать».
Берём стакан с водой, ставим соломинку, выдыхаем воздух – в стакане появляются пузырьки воздуха.

Опыт 14. « Свойства воздуха»
Воздух невидим, не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Взять ароматизированные салфетки, апельсин и предложить постепенно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Опыт 15. «Воздух имеет вес».
Положить на чашки весов надутый и сдутый шарик: чашка с надутым шариком перевесит.

Опыт 16. «Отпечатки пальцев у всех людей разные».
Предложить детям с помощью лупы рассмотреть внешнюю поверхность кожи рук. Затем сделать отпечаток большого пальца, рассмотреть через лупу и сравнить, выяснить, есть ли похожие линии на руке.

Опыт 17. «Как стучит наше сердце».
Предложить детям посчитать удары сердца после дневного сна и после оздоровительного бега.
Вывод: После физической нагрузки сердечный ритм учащается, поэтому нужна дыхательная гимнастика.

Опыт 18. «Мы дышим воздухом».
Предложить детям надуть воздушные шары. Сделать вывод, что объём лёгких у мальчиков больше, чем у девочек.
Предложить детям выдохнуть на зеркало, провести по нему пальцем. Сделать вывод, что в лёгких воздух согревается, увлажняется, поэтому при выдыхании на зеркальце образуются капельки воды.

Опыт 19. «Определить реакцию глаза на различное освещение». Предложить детям рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а затем в полумраке. Дети приходят к выводу, что в освещённой комнате зрачки сужены, а после пребывания без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Зрачки расширяются, чтобы уловить свет и восстановить способность различать предметы в темноте, но не определять их цвет. Это обусловлено работой чувствительных клеток.

 

Опыт 20. «Доказать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестаёт видеть данное изображение».
Детям предлагается карточка , в верхнем углу которой нарисована точка, а в правом нижнем углу два круга (маленький и большой). Ребёнку предлагается смотреть одним глазом на точку, второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся оба круга. Затем ребёнка просят попеременно приближать или удалять карточку, не переводя взгляда с точки. В какой-то момент один из кругов перестаёт быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.