НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНАЯ ИГРА

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНАЯ ИГРА

 «ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТЫ»
Цель: развивать у детей внимание, мышление, фантазию, память, закреплять умение обобщать на основе сходства и различия.
Правила: чтобы получить нужный лепесток, нужно громко и правильно назвать предмет, который изображен на лепестке.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям вспомнить, без чего не бывает цве¬тов (без лепестков). Лепестки у каждого цветка одного и того же цве¬та. Педагог показывает детям большие карты, на которых даны кон¬турные изображения больших цветов. По картинкам, которые нари¬сованы по краям карты, дети определяют названия цветов и их цвет.
Объясняются условия игры: у воспитателя лежат картинками вниз лепестки тех цветов, которые нарисованы на больших картах, только лепестки эти необычные: на них картинки. Чтобы получить нужный листок, достаточно громко и правильно назвать предмет, который изоб¬ражен на лепестке. Выигрывает тот, кто первый соберет свой цветок.
В игре под руководством воспитателя принимают участие 9 детей. Затем группы детей меняются.
В конце педагог спрашивает: чем же необычны цветы, которые мы с вами составляли? (на их лепестках нарисованы картинки). Отлича¬ются ли они от настоящих цветов? Чем?

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни-корешки и плоды-вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Игровые правила: искать свой корешок или вершок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару. Игровые действия: поиск пары; составле¬ние целого растения.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель вместе с детьми вспоминает сказку «Вершки и корешки». Уточняет знания о том, что у одних растений бывают съе-добные корни - корешки, у других - плоды - вершки, а у некоторых рас-тений съедобны и вершки и корешки. Затем педагог объясняет правила игры: «Сегодня мы поиграем в игру, которая гак и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вер¬шки, а другая - корешки (дети делятся на две группы).
Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. Так, все взяли? А теперь по сигналу /хлопку в ладоши/ вы все разбежитесь и побегаете врассып¬ную. Когда услышите сигнал «раз, два, три - свою пару найди!», быст¬ро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.
Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок /или коре¬шок/. Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.
Вариант 2. Вершки /корешки/ стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа детей. Воспитатель дает команду: «Корешки, найдите свои вершки!» Ребята должны стать так, чтобы ботва и ко¬рень составили одно целое.
Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» /воспитатель и кто-нибудь из детей/, через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменять¬ся вершками и корешками. Следует брать овощи с малозаметными раз¬личиями в ботве /петрушка и морковь; репа и редька/. Можно положить веточки укропа - пусть дети поищут свои корешки. Если играющий не нашел, значит, корешки укропа несъедобные, значит, остался без пары

 
ИГРА -ДРАМАТИЗАЦИЯ
"ВЕСЕЛЫЕ ОВОЩИ»
Цель: закрепить знания о характерных особенностях овощей, их пользе и значении для хорошего здоровья и настроения.
Ход игры:
Педагог говорит, что все овощи выросли на огороде, и дети долж¬ны помочь маме собрать урожай. Педагог сообщает, что дети будут собирать урожай, но не обычным способом, а без слов, с помощью жестов и движений. Вызывает по желанию 3-4 детей. На детей, играю¬щих овощи, воспитатель надевает шапочки с изображением моркови, лука и др. Остальные ребята должны догадаться, какой овощ участ¬ники игры убрали с грядки. Затем дети собирают все овощи в корзин¬ку, а мама уносит их домой (дети за мамой-ребенком выстраиваются в круг).
Педагог: Вот овощи спор завели о себе, кто лучше, важнее и вкус¬нее всего на земле.
Морковь: Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку,
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким. Петрушка: Знают все, что не игрушка
Огородная петрушка.
Без петрушки, что за щи?
Лучше щи и не вари.
Горох: Я такой хороший, чистый.
Я зелененький мальчишка.
Очень сочный сладкий я.
Как и вся моя семья.
Лук: Есть загадка для ребят.
Про меня так говорят. Что я старый дед, Что в сто шуб одет, Что все плачут от меня, Что сердитый очень я. Разговорам вы не верьте, В пище очень ценен лук, Луком вылечишь недуг, И не враг я вам, друзья.

 

 
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«СОБЕРЕМСЯ НА ПРОГУЛКУ»
Цель: закрепить представления детей о приспособлении людей к сезонным изменениям в природе. Воспитывать сочувствие друг к дру¬гу, взаимопомощь.
игровое задание: собрать девочку и мальчика на прогулку. Правила: сравнивать предметные картинки с сюжетными. Помогать друг другу.
Оборудование: несколько сюжетных картинок, изображающих различные времена года (золотая осень на площадке детского сада, в лесу, дождливый день; летом в саду, в поле, на реке; зимой во дворе, на катке; весна, ручьи, тающий снег; первые ростки) и девочку и маль¬чика в трусах, майке; предметные картинки: одежда, обувь для разных сезонов; игрушки, предметы, орудия труда, которые помогут сделать прогулку интересной, содержательной, полезной в разное время года.
Ход игры:
У каждого ребенка сюжетная картинка. Воспитатель показывает предметную картинку, дети называют, что изображено на ней. Тот, кому она необходима, поднимает руку. Но чтобы подучить картинку, ребенок должен сказать, почему она нужна именно ему (например, зон¬тик и резиновые сапоги, потому что идет дождь; корзинка для грибов, потому что собираются в лес осенью). Раздавайте предметные картинки в определенном порядке: сначала оденьте девочку и мальчика, потом помогите им подобрать все, что необходимо для прогулки или трудо¬вой деятельности .
Вариант 1. Когда дети хорошо изучили картинки, игру можно ус¬ложнить, используя стихи, загадки, по которым дети определят нуж¬ную им картинку и выберут ее из тех, что выставлены на доске.
Вариант 2. Готовя картинки, сделайте что-нибудь неправильно, например, оденьте мальчика и девочку, которые пришли к реке заго¬рать, или дайте им коньки вместо плавательного круга и т.д. Когда дети поймут, что им надо делать, они начнут меняться картинками, отдавать другим ненужные им. Постепенно дети овладевают ролью ведущего в этой игре и начинают играть самостоятельно.

 

 

 
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ЧТО В КОРЗИНКУ МЫ БЕРЕМ?»
Цель: закрепить представление о том, какой урожай собирают в поле, саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей в сохране¬нии природы.
Игровое задание: подобрать пару, загадать загадку.
Правила: собирать плоды в одном месте. В загадке указывать ос¬новные признаки.
Оборудование: медальоны с изображением овощей, фруктов, зла¬ков, бахчевых, грибов, ягод, а также корзинок.
Ход игры:
У одних детей - медальоны, изображающие разные дары приро¬ды. У других медальоны в виде корзинок. Дети-плоды под веселую музыку или шутливую песню расходятся по комнате, движениями и мимикой изображая неповоротливый арбуз, вертлявые огурцы, не¬жную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети-корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи - с огорода, фрукты из сада, грибы из леса и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие. В случае ошибки ребенок отпускает один плод, а у другого спрашивает, куда надо идти за его парой. Можно позвать то, что ищешь: «Ягода-малина, где ты?» Собирать больше двух плодов можно лишь в поле, саду, огороде. Из леса так много выносить не разрешается. Нарушителям запрещают вновь идти в лес. Чтобы сдать плоды, надо правильно назвать их, ска¬зать, где собрал.
Вариант. Дети меняются ролями: собиратели становятся плода¬ми, плоды - покупателями. Чтобы сделать покупку, надо загадать о ней загадку (прочитать ее па память или придумать самому).
Можно использовать следующие загадки:

«Кафтан на мне зеленый. Утром копали из земли?
А сердце как кумач. Жарили, варили
На вкус как сахар сладок. Чтоб золе мы испекли.
А сам похож на мяч.» (Арбуз) Ели да хвалили?» (Картофель)


«Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бус инки-дробинки.» (Горох)


«Сидит Ермошка «В огороде у дорожки
На одной ножке. Стоит солнышко на ножке.
На нем сто одежек Только желтые лучи
И все без застежек.» (Капуста) У него не горячи.» (Рожь)

«С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло!» (Гриб)