Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений через ознакомление дошкольников с миром дикорастущих растений во взаимодействии с родителями

Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений через ознакомление дошкольников с миром дикорастущих растений во взаимодействии с родителями

         Паспорт проекта

Тема проекта

 

Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений через ознакомление дошкольников с миром дикорастущих растений во взаимодействии с родителями

Основание для разработки

проекта

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. №3266 – 1 (с изменениями).
  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89).
  • Концепция дошкольного воспитания.
  • Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы».
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга» МАДОУ города Нижневартовск ДС № 14.
  • Устав МАДОУ города Нижневартовск ДС № 14 «Солнышко».

Автор проекта

Опарина Светлана Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

Организация исполнитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовск детский № 14 «Солнышко», (далее – МАДОУ города Нижневартовск ДС № 14)

Адрес

организации исполнителя, телефон/факс

Улица 60 лет Октября, 49-б, город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия.

 

Целевые группы

25 детей старшего дошкольного возраста 5- 6-го года жизни

Тип проекта

Проект инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный, общественно-полезный

Сроки реализации

1года

Условия реализации проекта

Учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого ребенка;

Учет принципов: индивидуализации, интегративности и тематичности при организации и проведении непосредственной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельностей;

Учет динамичности результатов;

Тесное взаимодействие с родителями воспитанников и социальными партнёрами   образовательного учреждения.

Аннотация проекта

В проекте раскрываются основные положения и методические разработки, направленные на развитие ответственного отношения к природе, формирования экологической культуры дошкольников в проектной деятельности. Проект практико-ориентированный, творческий, имеет технологическую проработанность, включает в себя план реализации проекта (состоящий из цикла педагогических проектов соответствующих временам года – приложение 1),инструментарий мониторинга уровня сформированности экологических представлений детей и мониторинга оценки качества реализации проекта, а также современные цифровые технологии (презентации, с использованием компьютера, мультимедийного оборудования и т.д.). Проект охватывает все виды деятельности детей: непосредственно – образовательная деятельность, которая несёт некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека с природой, о её ценностных свойствах, способствуют развитию их оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней; образовательную деятельность с детьми во время режимных моментов: прогулки, экспериментирование, труд в природе, беседы, художественную литературу, дидактические и развивающие игры и упражнения, творческие игры, продуктивную деятельность, музыкальное развитие, развлечения, взаимодействие с родителями. Проект конкурентоспособен, отвечает современным требованиям в сфере дошкольного образования, может быть рекомендован для работы с детьми в группах старшего дошкольного возраста.

 

Актуальность проекта

 

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. В настоящее время формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод проектов. Современные исследователи рекомендуют использовать метод проектов и в работе с детьми дошкольного возраста.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которое развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их освоения, определяемый типом деятельности, в котором знания приобретаются.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проектирование своей деятельности имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство метода проекта заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.   Экспериментирование, как часть проекта включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Однако, несмотря на достаточное количество работ, посвященных данной проблеме, недостаточно изученным остается вопрос об использовании метода проекта в формировании у дошкольников экологических представлений.

В связи с этим возникает противоречие - с одной стороны современная психолого-педагогическая наука актуализирует вопрос о необходимости поиска новых эффективных условий, средств, методов экологического образования детей; с другой стороны - существует недостаточная разработанность вопроса по формированию естественнонаучных представлений средствами технологии проектирования у детей дошкольного возраста.

Новизна проекта заключается в создании системы внедрения технологии проектного метода, нацеленного на формирование у дошкольников экологических представлений, научно-познавательного, интеллектуального и нравственного, осознанно-правильного отношения к окружающей среде. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь.Образовательное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Радуга»,в которой нашла отражение центральная идея отечественной психологической школы - о творческом характере развития, определяющая основные направления: физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития.

 

Цель и задачи реализации проекта

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

       Цель проекта:формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач:

  • систематизировать и конкретизировать представления детей о растительном мире родного края;
  • целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
  • научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности;
  • научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;
  • развивать способность к поисковой деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов, монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;
  • воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе, желание беречь и охранять её.

Достижение цели и решение образовательных, развивающих и воспитательных задач в процессе реализации проекта предполагает:

1)  усвоение системы научных знаний об экосистемах и их взаимозависимости, а также знаний об экологических проблемах современности и средствах их разрешения;

2)  приобретение мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;

3)     развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости);

4)  развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

5)  формирование проектных умений и навыков (выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты).

         Задачи экологического воспитания детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, в различных видах детской деятельности, в непосредственно образовательной, совместной деятельности со взрослым и режимных моментах.

 

Содержание проекта

При создании условий формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возрастаучитывались следующие принципы обучения:

         Регионализация экологического образования – способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода позволяет основательно усвоить детям основные цели современной экологии, вовлечь их в посильную практическую деятельность.

         Гуманизм – способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к природе в целом.

         Целостность – формирование у дошкольников целостного понимания современных экологических проблем.

         Преемственность – экологическое образование дошкольников продолжается в начальной школе.

         Стимулирование активности детей - практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребёнка в разных видах деятельности.

Принцип доступности - осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип системности - решение комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

         Задачи экологического воспитания детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, в различных видах детской деятельности, в непосредственно образовательной, совместной деятельности со взрослым и режимных моментах.

Работа по разработке, внедрению и реализации проекта проходила в три этапа:

1 этап (подготовительный): сентябрь 2013 года;

2 этап (основной): сентябрь-апрель 2013-2014 учебный год;

3 этап (обобщающий): май 2014 года.

На первом этапе осуществлялась разработка проектов, плана совместных мероприятий с детьми, их родителями, содержание работы. Подбор необходимого оборудования и создание условий.

Второй этап - реализация проектов. Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями, стимулирующая развитие экологических представлений. Консультационно - просветительская поддержка родителей в вопросах ознакомления дошкольников с миром дикорастущих растений.

Третий этап включал в себя мониторинг уровня сформированности экологических представлений о дикорастущих растениях у детей старшего дошкольного возраста, подведение практических итогов реализации проекта и мониторинг оценки качества реализации проекта.

Распределение работы по этапам проекта

Этапы

проекта

 

Деятельность педагога

 

Деятельность

родителей

Деятельность детей

1 этап-

Подготовительный

Разработка проектов, плана совместных мероприятий с детьми, их родителями, содержания работы. Подбор необходимого оборудования и создание условий.

Принимают

задачи.

Оказание помощи в создание условий и оснащении среды необходимым оборудованием, материалами, пособиями.

Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем. Дополняют собственными.

2 этап-

Основной

Реализация проектов. Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями, стимулирующая развитие экологических представлений. Консультационно - просветительская поддержка родителей в вопросах ознакомления дошкольников с миром дикорастущих растений.

Оказывают помощь в

создание мини экосистемы дикорастущих растений на территории детского сада, центры экспериментирования и природы,

выполняют домашние задания, принимают участие в совместных мероприятиях, участие в выставках поделок из природного материала.

Познают, экспериментируют,

играют, взаимодействуют, создают, планируют, трудятся, общаются, исследуют

3 этап-

Обобщающий

 

Подведение практических итогов реализации проекта, мониторинг уровня сформированности экологических представлений о дикорастущих растениях у детей старшего дошкольного возраста.

Помощь в создании книги «Азбука поведения в природе», «Красная книга Югры»

 

Участие в празнике «Природы жалобная книга»

 

Проект разработан с опорой на методические пособия: Гаврилова О.Н «Перспективное планирование наблюдений на прогулках в старшей и подготовительной группах», Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», Дрязгунова В.А. «Дидактические игры с растениями», Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию дошкольников», Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», «Экологическое воспитание дошкольников», под ред. Николаевой С.Н., региональная программа экологического образования дошкольников «Экология для дошкольников», Гончаровой Е.В..

         Формы образовательной работы делятся на три группы: работа воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями воспитанников.

         В первой форме главным является взаимодействие взрослого с детьми, создаётся обстановка совместной деятельности воспитателя и ребёнка.

         Вторая форма образовательной работы основана на принципе автодидактизма. Обучающее воздействие здесь принадлежит дидактическому материалу, дидактической игре, игровым заданиям, которые направляют силы ребёнка, дают ему возможность самопознания. Процесс овладения знаниями и умениями опирается на собственные силы ребёнка (опыты, экспериментирования, продуктивная деятельность). Роль взрослого проявляется косвенно: в подготовке игровых заданий, в организации обстановки игр, в смене заданий в процессе игры, в индивидуальной работе.

         Использование разнообразных форм совместной и партнёрской деятельности с родителями предполагает погружение детей в мир игры, совместной с взрослым продуктивной и познавательно–исследовательской деятельности.

         Одним из средств экологического воспитания является создание разнообразной предметной среды:

  • создание мини экосистемы дикорастущих растений на территории детского сада,
  • центр экспериментирования и природы.

         Современные информационно - коммуникационные технологии (развивающие, обучающие презентации, интерактивные дидактические игры, цифровой микроскоп) предполагают предъявление информации в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка, обладает стимулом познавательной активности детей,  позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

         Основные методы:

  • игровой метод;
  • от простого к сложному;
  • репродуктивные (выполнение заданий по образцу);
  • продуктивные (включает в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия»);
  • частично-поисковые (комментирование практических действий с выводом), заключаются в овладении приема анализа и синтеза задания с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения, стимулирования и мотивации (интереса).

Для успешной реализации проекта предполагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности.

Определение результативности образовательной деятельности связано со степенью решения целевых задач: формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Исходя из этого объектами мониторинга качества реализации проекта являются:

- интеллектуальные качества ребенка;

- степень освоения ребенком образовательных, развивающих и воспитательных задач в процессе реализации проекта.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей (приложение 2).

Педагог выставляет качественную оценку, анализируя реальное поведение ребёнка в естественной среде, используя метод наблюдения, а также анализируя продукты детской деятельности и результаты диагностических заданий.

Уровни: низкий - Н, средний - С, высокий – В установлены практикой проведения мониторинга детей дошкольного возраста.

Критерием оценки уровня знаний, умений, навыков ребёнка по каждому показателю являются следующие общие правила:

Высокий уровень - показатель у ребенка сформирован, соответствует возрасту; если показатель наблюдается в его деятельности, то это «Высокий уровень»; ребёнок в разумные сроки самостоятельно справляется со всеми практическими заданиями, уверенно и правильно отвечает на вопросы; знания носят обобщённый, системный характер – высокий уровень.

Средний уровень - показатель проявляется неустойчиво, отдельные компоненты недостаточно развиты; близкий к высокому; если показатель находится в состоянии становления (иногда проявляется, иногда нет), то это «Средний уровень»; ребёнок в разумные сроки самостоятельно справляется с половиной и более заданий, остальные задания выполняет с небольшой помощью педагога; имеет определённый объём фактических знаний, умений и навыков; системность и обобщённость знаний прослеживается слабо; может воспользоваться подсказкой педагога, выделив в подсказке «рациональное зерно» – средний уровень;

Низкий уровень - показатель не проявляется в деятельности, большинство компонентов недостаточно развиты; если показатель не проявляется ни в одной из ситуаций (ни в совместной со взрослым, ни в самостоятельной деятельности; ни при создании специальных ситуаций педагогом, провоцирующим его проявление), то это «Низкий уровень»; ребёнок не выполняет требования среднего уровня; имеет небольшие по объёму, поверхностные, неточные знания (или знания отсутствуют), умения и навыки не сформированы; как правило, не может воспользоваться подсказкой педагога, выделив в подсказке «рациональное зерно» – низкий уровень.

 

Ресурсы проекта

Ресурсы

Характеристика ресурсов

Временные

год с поэтапной реализацией проекта

1 этап - разработка проектов, учебного плана совместных мероприятий с детьми, их родителями, содержание работы. Подбор необходимого оборудования и создание условий.

2 этап – реализация проектов. Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями, стимулирующая развитие экологических представлений. Консультационно - просветительская поддержка родителей в вопросах ознакомления дошкольников с миром дикорастущих растений.

3 этап - подведение практических итогов реализации проекта, мониторинг уровня сформированности экологических представлений о дикорастущих растениях у детей старшего дошкольного возраста.

Информационные

Гаврилова О.Н «Перспективное планирование наблюдений на прогулках в старшей и подготовительной группах», Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», Дрязгунова В.А. «Дидактические игры с растениями», Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию дошкольников», Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», «Экологическое воспитание дошкольников» Под ред. Николаевой С.Н.

-Интернет–ресурсы:www.1september.ru; www.pedsovet.org;

http://www.russika.ru

http://www.encyclopedia.ru/internet/uekm.html

http://video.yandex.ru

http://www.ecougra.ru

http://nrsabun.narod.ru/

http://www.megabook.ru/

Интеллектуальные (экспертные)

В ходе реализации Проекта сформирован вектор на инновационное развитие дошкольного образовательного учреждения, разработаны критерии и показатели педагогического мониторинга, определены уровни освоения знаний у детей 6-7лет.

Кадровые

В детском саду сформирована профессиональная, мобильная, работоспособная команда, включающая в себя управленческий, педагогический, учебно-вспомогательный персонал, представителей родительской общественности.

Организационные

Реализация проекта   «Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений через ознакомление дошкольников с миром дикорастущих растений во взаимодействии с родителями»

Материально-технические

Материалы предметно-развивающей среды в группе:

Оборудование: цифровой фотоаппарат, компьютер, принтер, проекционная система, интерактивная доска;

Программное обеспечение: мультимедийная система, текстовые редакторы, электронные справочники, энциклопедии, цифровой микроскоп.

Методическое обеспечение: методическая, художественная, познавательная литература.

 

Партнеры

 

Партнеры

Предмет отношений

Воспитатель-руководитель проекта

Разработка, реализация, руководство проектом.

Воспитанники

Участвуют в разработке, реализации и презентации результатов проектов, проявляют познавательную активность.

Родители

Взаимодействие  детского сада и семьи  строится через открытость в решении общих задач воспитания, создание реальных возможностей участия родителей в деятельности дошкольного образовательного учреждения  на основе позиции – детский садпрофессиональный помощник семьи в воспитании ребенка.

 

Целевая   аудитория

  • Дети 6- 7-го, года жизни.
  • Родители воспитанников.

 

План реализации проекта

Этапы

Сроки реализации

Мероприятия

Ответственный

1 этап

сентябрь 2013 года

 

Разработка проектов, плана совместных мероприятий с детьми, их родителями, содержание работы. Подбор необходимого оборудования и создание условий.

Воспитатель -   руководитель проекта;

родители.

2 этап

2013 – 2014 учебный год

Реализация проектов. Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями, стимулирующая развитие экологических представлений. Консультационно - просветительская поддержка родителей в вопросах ознакомления дошкольников с миром дикорастущих растений.

Воспитатель – руководитель проекта

3 этап

Май 2014 года

Подведение практических итогов реализации проекта, мониторинг уровня сформированности экологических представлений о дикорастущих растениях у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель –

руководитель проекта

 

Результат и социальный эффект проекта

Психологический эффект педагогического опыта.

Старший дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направлен­ной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают педагоги и психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый видом деятельности, в котором знания приобретаются.Большое значение для умственного развития дошкольников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия. Проектная деятельность не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.Метод проектов рассматривается мною как один из методов интегрированного обучения дошкольников, который основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Дети активно познают окружающий мир. Они не только задают много вопросов, но и сами формулируют ответы или создают версии. Их воображение помогает им не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Результатом работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологического мировоззрения и сознания в процессе проектной деятельности можно считать следующие результаты:повышение экологических знаний, экологического сознания, увеличение процента детей с высоким уровнем развития экологической культуры на 32% (сентябрь – 56%, май уч.г. – 88%). Результаты педагогического мониторинга по определению качества реализации проекта.

Реализация данного проекта обеспечивает преемственность со школой, выпускники принимают участие в экологическом проекте «Зелёный автобус», целью которого является привлечение жителей города Нижневартовска к решению проблем окружающей среды, повышение уровня экологической культуры населения, распространение информации об экологической обстановке в городе. 

Социальный эффект педагогического опыта.

Педагогический опыт обеспечивает паритет экологического образования и здоровье воспитанников 6-7 лет группы общеразвивающей направленности.

Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Проектная деятельность позволила:

- Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность.
- Сформировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста.

- Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

- Создать продукты, которые можно предъявить социуму.

А так же реализовать научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развивать интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения ребенком образовательной программы:

  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Ресурсный эффект проекта.

1. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в образовательном учреждении).

2. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, обмен опытом, аттестация и др., самообразование).

3. Обеспечение интеллектуальных условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций, проведение семинаров).

4. Обеспечение материально-технических условий (тиражирование методических материалов, передового педагогического опыта на различных носителях - бумажных, электронных CD, DVD, видео).

5. Требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения, включающие: наличие условий в помещениях, в которых осуществляется образовательная деятельность. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

Оценка эффективности педагогического опыта осуществлялась по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы, и позволила отследить динамику достижений детей включающих в себя описание интегративных качеств ребенка:

  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками.

С целью создания открытого образовательного пространства, включения родителей в образовательный процесс, повышения педагогической грамотности, компетенции созданы информационно – просветительские газеты для родителей: «Солнечные лучики», «Профессиональные родители», «Наедине с природой».

Результативное участие детей в конкурсах, акциях: международнаяэкологическая акция «Марш парков»- 1, 2место в (2013 г.); участие в конкурсе «Марш парков 2014»

 

Перспективы развития

В перспективе - широкое внедрение технологии проектирования через:

  • Обобщение опыта для педагогов города.
  • Разработка и внедрение системы проведения семинаров-практикумов с молодыми специалистами детского сада по внедрению технологии проектирования в рамках реализации программы «Наставничество».
  • Создание страницы на сайте детского сада с содержанием реализации проекта «Формирование экологических представлений через ознакомление дошкольников с миром дикорастущих растений во взаимодействии с родителями».
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
  • Сетевое взаимодействие в рамках профессионального сообщества «Социальная сеть педагогических работников» по проблеме экологического воспитания дошкольников.

 

 

Список литературы

  1. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Воронеж 2002г.
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология». Воронеж, 2006г.
  3. Гаврилова О.Н «Перспективное планирование наблюдений на прогулках в старшей и подготовительной группах» Тюмень 2000г.
  4. Гончарова Е.В. «Экология для малышей» Тюмень 2000г.
  5. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» М.2008г.
  6. Грехова Л.И. «В союзе с природой». Москва – Ставрополь 2002г.
  7. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры с растениями». М. 1981г.
  8. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» М. 2008г.
  9. «Как знакомить дошкольников с природой» Под ред. Саморуковой П.Г. М. 1978г.
  10. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» М. 2004г.
  11. Масленникава О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» Волгоград 2009г.
  12. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми». Минск 1996г.
  13. «Мы» Программа экологического образования детей. Кондратьева Н.Н и др. Санкт-Петербург 2003г.
  14. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников» М. 1998г.
  15. Николаева С.Н. «Юный эколог» М. 2002г.
  16. «От осени до лета». Составитель - Владимирская Л.А. Волгоград 2006г.
  17. Петров В.В. «Растительный мир нашей Родины». М. 1999г.
  18. «Проектная деятельность старших дошкольников» Составитель - Журавлёва В.Н. Волгоград 2009г.
  19. Управление ДОУ №2 2005г.
  20. Управление ДОУ №3 2007г.
  21. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой». М. 2007г.
  22. Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа» Волгоград 2005г.
  23. Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Подготовительная группа» Волгоград 2005г.
  24. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа» М. 2002г.
  25. «Экологическое воспитание дошкольников» Под ред. Николаевой С.Н. М. 1998г.

 

План работы по реализации проекта

«Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений через ознакомление дошкольников с временами года во взаимодействии с родителями»

 

Педагогический проект

Тема: «Осень – чудная пора»

 

Цель проекта: Поддерживать естественный интерес дошкольников к миру растений, вести детей от знакомства с природой к ее пониманию; расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени.

Задачи:

  1. Систематизировать представления детей о состоянии растений осенью, о разнообразии плодов и семян.
  2. Конкретизировать представления об основных группах растений (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды).
  3. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы в процессе проведения элементарных опытов.
  4. Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.

Ожидаемые результаты:

- Дети имеют обобщённые представления о последовательности изменений в природе осенью.

- Сформированы представления об основных группах растений (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды).

Заключительный этап.

Викторина «Лес и его обитатели». Выставка поделок «Деревянная скульптура».

Возраст детей: 6-й год жизни

 

 

Образовательные области

Виды детской деятельности

Социализация

Дидактические игры и развивающие упражнения: «Лес, сад, огород», «Найди пару», «Угадай, какой наш дом», Разгадывание кроссворда «Дары леса», «Узнай и назови»

Творческая игра «Лесное путешествие»

Труд

Работа на экологической тропе: сбор семян растений; окапывание деревьев и кустарников; сбор листьев деревьев для осенних поделок

Познание

Непосредственно образовательная деятельность: «Экскурсия в осенний парк», «Беседа о лесе», рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень», «Чудесная лесенка», «Путешествие растений», «Путешествие в осень», «Растения лечат»

Экспериментирование: «Растения «пьют» воду»,«У растений внутри есть вода»

Наблюдения в природе: «Первые признаки осенних изменений у растений», «Крапива», «Шиповник», «Мать-и-мачеха», «Какие деревья теряют осенью листву», «Подорожник», «Подосиновик», «Рябина», «Осина», «Берёза», «Ива»

Коммуникация

Беседы: «Путешествие растений», «Черника», «Деревья – украшение земли»

Чтение художественной литературы

Чтение: М. Пришвин «Осеннее утро»

Заучивание стихотворений: К. Бальмонта «Осень», О. Высоцкой «Осень»

Художественное творчество

Рисование. «Осеннее дерево», «Золотая осень»

Аппликация. «Грибы», «Грибы на лесной полянке», «Осенний ковёр» (совместная работа детей парами)

Изготовление поделок из пластилина и семян растений.

Музыка

Слушание произведений П.И. Чайковского «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» из цикла «Времена года»; разучивание песен об осени

Культурно – досуговая деятельность

Вечер загадок «Растительный мир»

Викторина «Лес и его обитатели»

Работа с родителями

Участие в выставке поделок из природного материала «Дары Осени»

Анкетирование: «Экологическое образование в семье»

Ширма «Воспитание патриотизма через любовь к природе»

Памятка «Влияние природы на духовное развитие ребёнка»

 

Педагогический проект

Тема «Зима – чудесница»

 

Цель проекта: Обогащение знанийдетей о растительном мире нашего края.

Задачи:

  1. Познакомить детей с природой родного края, его особенностями; с жизнью растительного мира.
  2. Систематизировать и обогатить знания детей о своем крае.
  3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
  4. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Ожидаемые результаты:

- Систематизированы представления детей о многообразии растительного мира родного края, их принадлежности к миру живого.

- Сформированы навыки безопасного поведения при проведении опытов, наблюдений, экспериментов.

- Используют знания и ощущения, полученные от наблюдений в природе в изобразительной деятельности.

Заключительный этап.

Создание книги «Азбука поведения в природе».

Возраст детей: 6-й год жизни

Образовательные области

Виды детской деятельности

Социализация

Дидактические игры и развивающие упражнения: «Кто где живёт», лото «Растительный мир», «Собери целое» (растения), «Самый внимательный»

Труд

Окучивание стволов деревьев на участке снегом.

Познание

Непосредственно образовательная деятельность: «Сибирский кедр», «Правила поведения в лесу», «Рассматривание веток деревьев», «Путешествие в Зиму»

Экспериментирование: Посадка фасоли. Внешний вид растений в зависимости от условий: недостаток влаги, тепла, света, воздуха, сравнение.

Наблюдения в природе: «Ель», «Берёза», «Ива», «Сосна», «Рябина»

Коммуникация

Беседы: «Как всё живое растёт», «Ветка дерева»

Чтение художественной литературы

Чтение: К. Чолиева «Деревья спят»

Заучивание стихотворений: В. Фёдоровой «Рябина», В Рождественского «Я знал тебя, моя рябина…»

Художественное творчество

Знакомство с живописью: Рассматривание репродукций картин И. Шишкина «Зима», Л. Бродской «Зимнее утро»

Рисование: «Зимний лес», «Ветка дерева» (с натуры), «Белоснежна, белокрыла наша зимушка-зима»

Музыка

Слушание произведений П.И. Чайковского «Декабрь», «Январь», «Февраль» из цикла «Времена года»; разучивание песен о зиме

Культурно – досуговая деятельность

«Праздник Новогодней ёлки»

Викторина «О растениях леса»

Работа с родителями

Листовка «Скоро Новый год»

Консультации: «Охрана природы и дети», «Любовь к природе через игру»

 

Педагогический проект

Тема «Весна – утро года»

Цель проекта: Формировать у детей навыки экологически грамотного поведения. Расширять представления детей о весне как времени года.

Задачи:

  1. Познакомить детей с весенними изменениями дикорастущих растений.
  2. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.
  3. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры, навыки ресурсосбережения.
  4. Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Ожидаемые результаты:

- Имеет представление о влиянии человека на природу.

- Развиты обобщённые представления о последовательности изменений в природе весной.

Заключительный этап.

«Прикоснись к природе сердцем» КВН с родителями.

Создание коллекции «Кора дерева».

Возраст детей: 6-й год жизни

Образовательные области

Виды детской деятельности

Социализация

Дидактические игры и развивающие упражнения: «Найди, о чём скажу», «Откуда берётся мусор», «Что где растёт», «К названному дереву – беги!», «Где спрятался зайчик»

Труд

Уборка территории детского сада от мусора; заготовка талой воды для поливки комнатных растений.

Посадка цветов.

Посадка семян лекарственных трав

Познание

Непосредственно образовательная деятельность: «Растения - лёгкие Земли», «Где растения любят жить?», «Лес», «Зелёная аптека»

Экспериментирование: «Влияние состава почвы на рост растения», «Животворное свойство воды», «Летающие семена»

Наблюдения в природе: «Осина», «Проклюнувшие почки берёзы», «Одуванчик», «Мать-и-мачеха»

Коммуникация

Беседы: «Красная книга – сигнал опасности»

Экскурсия: На поляну с одуванчиками

Чтение художественной литературы

Чтение: Н. Коростылев «Где твой дом?», Н. Сладков «Апрель», Л.И. Греховой «Трава здоровья» (сказка)

Заучивание стихотворений: Роман Сеф «Балкон», стихотворения об одуванчике

Художественное творчество

Рисование: «Составь узор из листьев и веточек» (декоративное)

Аппликация: «Ваза, украшенная цветком», «Одуванчик»

Музыка

Слушание произведения П.И. Чайковского «Март», «Апрель», «Май» из цикла «Времена года»; разучивание песен о весне

Культурно – досуговая деятельность

«Лесовичок в гостях у детей»

Вечер загадок «Посвящается травам леса»

Работа с родителями

Ширма «Природа и дети»

Акции «Цветущий сад» (посадка цветов на участке детского сада), «Чистое утро» (уборка территории)

Памятка «Охрана природы и дети»

 

 

Педагогический проект

Тема «Закружилась листва золотая»

Цель проекта: формировать причинно-следственные связи в природе, учить правильному поведению в природе.

Задачи:

  1. Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе.
  2. Выделение изменений в жизни растений в осенний период.
  3. Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
  4. Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Ожидаемые результаты:

- Сформированы обобщенные представления о сезонных изменениях в природе и жизни растительного мира.

Заключительный этап.

«В гостях у Феи леса» КВН с родителями.

Возраст детей: 7-й год жизни

 

Образовательные области

Виды детской деятельности

Социализация

Дидактические игры и развивающие упражнения: Лото «Грибы», домино «Лесная ягода», лото «Растительный мир», ботаническое лото «Зелёный друг»; подвижная игра «Хоровод лесных растений», «Собери целое», «Да – нет»

Труд

Собрать листья берёзы и осины для гербария; сбор семян, уборка сухой травы, листьев.

Познание

Непосредственно образовательная деятельность: «Через добрые дела можно стать юным экологом», Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Экспериментирование: «Двухцветный цветок». Сравнить красную и чёрную рябину. Рассмотреть через лупу листья черники и сравнить с брусничными. Найти листочки, которые по-разному падают на землю. Рассмотреть через лупу листья ивы. Сравнить растения: брусника и клюква. «Растение может обеспечивать себя питанием»

Наблюдения в природе: «Рябина», «Осенние деревья», «Листопад», «Ива», наблюдение за грибами на экологической тропе, « Хвойные и лиственные деревья»

Коммуникация

Беседы: «Брусника»,   «Черника», «Беседа об осени», «Сибирская сосна – кедр» (цикл бесед)

Экскурсия по аптекарской тропе.

Творческая речевая деятельность: Придумывание сказки: «Как березка прощалась с последними листьями»

Чтение художественной литературы

Чтение: Л.И. Греховой «Рябинушка» (экологическая сказка), «Доброе дерево»

Заучивание стихотворений: «Хоровод лесных растений» (для подвижной игры), А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Художественное творчество

 

Рисование: «Осеннее дерево» (ранняя осень), «Осенний лес», «Осеннее дерево» (поздняя осень)

Аппликация: «Ветка с осенними листьями»

Музыка

Слушание произведений П.И. Чайковского «Осенняя песня» (октябрь) из цикла «Времена года»; разучивание песен об осени

Культурно – досуговая деятельность

Вечер загадок «Травянистый покров земли»

Викторина   «Лес и его обитатели» (о растениях леса)

Путешествие «Природа – чудесница»

Работа с родителями

Ширма «Влияние природы на духовное развитие ребёнка»

Консультация «Природа и нравственное воспитание детей»

 

Педагогический проект

Тема «Идёт волшебница зима»

 

Цель проекта: поддерживать и развивать интерес детей к природе.

Задачи:

  1. Обогащать знания детей о зимнем времени года.
  2. Формировать знания о растительном мире в зимний период.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.
  4. Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
  5. Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

Ожидаемые результаты:

- Сформированы обобщенные представления об особенностях приспособления к среде обитания растений нашего края.

- Сформировано представление о природно-хозяйственной деятельности человека и ее последствиях.

Заключительный этап:

Вечер поэзии «Наедине с природой».

Создание «Экологической энциклопедии».

Возраст детей: 7-й год жизни

Образовательные области

Виды детской деятельности

Социализация

Дидактические игры и развивающие упражнения: «Времена года», «Узнай дерево», «Нади дерево по семенам», лото «Растения и животные», «Что где растет?», «Природа и человек»

Труд

Окучивание деревьев и кустарников снегом

Познание

Непосредственно образовательная деятельность: «Беседа о лесе», рассматривание картины К. Юона «Русская зима», «Корни растений»; рассматривание картины И. Грабаря «Февральская лазурь»

Экспериментирование: «Корень имеет тонкие волоски, по которым впитывается вода в основной корень», «Дыхание листа», «Снег защищает почву», «Выращивание растений из морковных верхушек»

Наблюдения в природе: «Рябина», «Хвойные деревья», «Ель» (цикл наблюдений)

Коммуникация

Беседы: «Можжевельник», «Дерево – живой организм»

Исследовательская деятельность: Сравнить ягоды рябины до мороза и после; определить, сколько лет дереву

Театрализованная деятельность: Проигрывание ситуаций в экологическом театре, инсценирование фрагментов экологических сказок.

Чтение художественной литературы

Чтение: Н. Сладков «Жалоба ёлки», «Январь», «Еловая каша»

Заучивание стихотворений: С. А. Есенин «Белая береза»

Художественное творчество

Рисование: «Деревья в снегу», «Растительный узор» (декоративное рисование), «Что нам нравится зимой»

Музыка

Слушание произведения: Чюрленис. Симфоническая поэма «В лесу» (отрывок);разучивание   песен о зиме

Культурно – досуговая деятельность

Праздник Новогодней ёлки

Вечер поэзии «Наедине с природой»

Работа с родителями

Ширма «Влияние природы на духовное развитие ребёнка»

Консультация «Познавательные интересы ребёнка»

 

 

Педагогический проект

Тема «Весна - красна»

 

Цель проекта: дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир.

Задачи:

  1. Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.
  2. Знакомство детей с ростом, развитием и размножением растений, с их потребностью в пище, свете, тепле, воде.
  3. Развивать у ребенка стремление к познанию природы через творческо-экспериментальную деятельность.
  4. Воспитывать у ребенка охранительно-бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как среды жизни ребенка.

Ожидаемые результаты:

- Имеют представления о природе, как о среде обитания человека, фактах отрицательного и положительного воздействия человека на природу, Красной книге.

- Стремятся самостоятельно найти ответы на свои вопросы.

Заключительный этап.

Экологический праздник «Природы жалобная книга».

Возраст детей: 7-й год жизни

Образовательные области

Виды детской деятельности

Социализация

Дидактические игры и развивающие упражнения: «Что будет, если…», «Нравится – не нравится», домино «Мы из Красной книги России», «Узнай и назови», «Загадай, мы отгадаем», «Прогулка с увеличительными стеклами»

Подвижная игра: «Танец растений», «Найди свой бутон»

Сюжетно – ролевая игра: «Юные спасатели» (с элементами подвижной)

Труд

Сбор поломанных веток на участке, подвязывание веток деревьев и кустарников.

Познание

Непосредственно образовательная деятельность: «Важность растений ни с чем несравнима», «Лес в жизни человека», «Человек и природа»

Экспериментирование: Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках?

Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорожника.

Наблюдения в природе: Цикл наблюдений за ветками в вазе, «Ива», «Одуванчик» (цикл наблюдений), «Подорожник»

Коммуникация

Беседы: «Красная книга нашего региона – сигнал опасности», «Как растёт растение», «Взаимодействие человека с природой».

Творческая речевая деятельность: составление рассказа «Как разбудили осинку»

Чтение художественной литературы

Чтение: «Лесной пожар», Л.И. Грехова «Шиповник» (экологическая сказка), М.Пришвин «Золотой луг»

Заучивание стихотворений: Г. Новицкая «Вскрываются почки»

Художественное творчество

Рисование: «Ранняя весна», «Весенний ковёр» (декоративное рисование), «Цветущая весна»

Музыка

Слушание произведения А. Вивальди «Времена года»; разучивание песен о весне; «Подснежник» (апрель) из цикла "Времена года" (П.Чайковский)

Культурно – досуговая деятельность

Развлечение «Как вести себя в природе»

Развлечение «Лекарственные растения – средства оздоровления человека»

Работа с родителями

КВН «Тайны природы»

Консультация «Приобщение детей 6-7 лет к природе»

Акции «Чтобы деревья были большими» (посадка саженцев), «Чистое утро» (уборка территории)

 


Учебный год:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа:

дети от 5 до 6 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: определение уровня сформированности экологических представлений о дикорастущих растениях у детей старшего дошк. возраста.

 

 

Период мониторинга: Стартовая (начало реализации проекта)

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Результаты освоения , %

 

 

Проявлять любознательность, стремиться к освоению нового

Устанавливать простые причинно-следственные связи

Bыстраивать предположения; обобщать результаты

Объединять предметы; обозначать их обобщ. понятием

Bладеть логическими операциями: анализ, сравн, др.

Анализировать результаты наблюдений

Иметь представление о сезонных изменениях

Устанавливать простые причинно-следственные связи

Иметь представления о растениях: виды, размножение

Знает и выполняет правила поведения на природе. Знает как человек может беречь природу

 

 

 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень НИЗКИЙ - Н, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Н" - Показатель не проявляется в деятельности, большинство компонентов недостаточно развиты

 

 

Уровень СРЕДНИЙ - С, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"С" - Показатель проявляется неустойчиво, отдельные компоненты недостаточно развиты

 

 

Уровень ВЫСОКИЙ - В, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"В" - Показатель у ребенка сформирован, соотвествует норме

 

 

Выполнено (С+В), %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НИЗКИЙ

СРЕДНИЙ

ВЫСОКИЙ

 

 

 

Уч. год:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа:

дети от 6 до 7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: определение уровня сформированности экологических представлений о дикорастущих растениях у детейстаршего дошк. возраста.

 

 

Период мониторинга: Итоговая (конец реализации проекта)

 

 

ФИО

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Результаты освоения , %

 

 

Задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать связи

Использовать наглядные модели, символические средства

Объединять предметы; обозначает их обобщ. понятием; обобщать результаты

Bладеть логическими операциями: анализ, сравн, др.

Объяснять экологические зависимости

Cвязь взаимодействия человека с природой

Ухаживать за растениями в уголке природы

Причинно-следственные связи между средой и жизнью растений

Растительность участка, леса, поля

Представления о растениях родного края

Растения занесенные в Красную книгу

Соотносить с каждым сезоном особенности жизни растений

Знает и выполняет правила поведения на природе. Знает как человек может беречь природу

 

 

 

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень НИЗКИЙ - Н, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Н" - Показатель не проявляется в деятельности, большинство компонентов недостаточно развиты

 

 

Уровень СРЕДНИЙ - С, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"С" - Показатель проявляется неустойчиво, отдельные компоненты недостаточно развиты

 

 

Уровень ВЫСОКИЙ - В, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"В" - Показатель у ребенка сформирован, соотвествует норме

 

 

Выполнено (С+В), %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НИЗКИЙ

СРЕДНИЙ

ВЫСОКИЙ