Паспорт проекта
Тема проекта
|
Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений через ознакомление дошкольников с миром дикорастущих растений во взаимодействии с родителями |
Основание для разработки проекта |
|
Автор проекта |
Опарина Светлана Александровна, воспитатель первой квалификационной категории |
Организация исполнитель |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовск детский № 14 «Солнышко», (далее – МАДОУ города Нижневартовск ДС № 14) |
Адрес организации исполнителя, телефон/факс |
Улица 60 лет Октября, 49-б, город Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия.
|
Целевые группы |
25 детей старшего дошкольного возраста 5- 6-го года жизни |
Тип проекта |
Проект инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный, общественно-полезный |
Сроки реализации |
1года |
Условия реализации проекта |
Учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого ребенка; Учет принципов: индивидуализации, интегративности и тематичности при организации и проведении непосредственной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельностей; Учет динамичности результатов; Тесное взаимодействие с родителями воспитанников и социальными партнёрами образовательного учреждения. |
Аннотация проекта
В проекте раскрываются основные положения и методические разработки, направленные на развитие ответственного отношения к природе, формирования экологической культуры дошкольников в проектной деятельности. Проект практико-ориентированный, творческий, имеет технологическую проработанность, включает в себя план реализации проекта (состоящий из цикла педагогических проектов соответствующих временам года – приложение 1),инструментарий мониторинга уровня сформированности экологических представлений детей и мониторинга оценки качества реализации проекта, а также современные цифровые технологии (презентации, с использованием компьютера, мультимедийного оборудования и т.д.). Проект охватывает все виды деятельности детей: непосредственно – образовательная деятельность, которая несёт некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека с природой, о её ценностных свойствах, способствуют развитию их оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней; образовательную деятельность с детьми во время режимных моментов: прогулки, экспериментирование, труд в природе, беседы, художественную литературу, дидактические и развивающие игры и упражнения, творческие игры, продуктивную деятельность, музыкальное развитие, развлечения, взаимодействие с родителями. Проект конкурентоспособен, отвечает современным требованиям в сфере дошкольного образования, может быть рекомендован для работы с детьми в группах старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. В настоящее время формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод проектов. Современные исследователи рекомендуют использовать метод проектов и в работе с детьми дошкольного возраста.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которое развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их освоения, определяемый типом деятельности, в котором знания приобретаются.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проектирование своей деятельности имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство метода проекта заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование, как часть проекта включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Однако, несмотря на достаточное количество работ, посвященных данной проблеме, недостаточно изученным остается вопрос об использовании метода проекта в формировании у дошкольников экологических представлений.
В связи с этим возникает противоречие - с одной стороны современная психолого-педагогическая наука актуализирует вопрос о необходимости поиска новых эффективных условий, средств, методов экологического образования детей; с другой стороны - существует недостаточная разработанность вопроса по формированию естественнонаучных представлений средствами технологии проектирования у детей дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в создании системы внедрения технологии проектного метода, нацеленного на формирование у дошкольников экологических представлений, научно-познавательного, интеллектуального и нравственного, осознанно-правильного отношения к окружающей среде. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь.Образовательное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Радуга»,в которой нашла отражение центральная идея отечественной психологической школы - о творческом характере развития, определяющая основные направления: физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития.
Цель и задачи реализации проекта
Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Цель проекта:формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Данная цель будет достигнута при реализации следующих задач:
- систематизировать и конкретизировать представления детей о растительном мире родного края;
- целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
- научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности;
- научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;
- развивать способность к поисковой деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов, монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;
- воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе, желание беречь и охранять её.
Достижение цели и решение образовательных, развивающих и воспитательных задач в процессе реализации проекта предполагает:
1) усвоение системы научных знаний об экосистемах и их взаимозависимости, а также знаний об экологических проблемах современности и средствах их разрешения;
2) приобретение мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;
3) развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости);
4) развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
5) формирование проектных умений и навыков (выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты).
Задачи экологического воспитания детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, в различных видах детской деятельности, в непосредственно образовательной, совместной деятельности со взрослым и режимных моментах.
Содержание проекта
При создании условий формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возрастаучитывались следующие принципы обучения:
Регионализация экологического образования – способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода позволяет основательно усвоить детям основные цели современной экологии, вовлечь их в посильную практическую деятельность.
Гуманизм – способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к природе в целом.
Целостность – формирование у дошкольников целостного понимания современных экологических проблем.
Преемственность – экологическое образование дошкольников продолжается в начальной школе.
Стимулирование активности детей - практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребёнка в разных видах деятельности.
Принцип доступности - осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности - решение комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Задачи экологического воспитания детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, в различных видах детской деятельности, в непосредственно образовательной, совместной деятельности со взрослым и режимных моментах.
Работа по разработке, внедрению и реализации проекта проходила в три этапа:
1 этап (подготовительный): сентябрь 2013 года;
2 этап (основной): сентябрь-апрель 2013-2014 учебный год;
3 этап (обобщающий): май 2014 года.
На первом этапе осуществлялась разработка проектов, плана совместных мероприятий с детьми, их родителями, содержание работы. Подбор необходимого оборудования и создание условий.
Второй этап - реализация проектов. Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями, стимулирующая развитие экологических представлений. Консультационно - просветительская поддержка родителей в вопросах ознакомления дошкольников с миром дикорастущих растений.
Третий этап включал в себя мониторинг уровня сформированности экологических представлений о дикорастущих растениях у детей старшего дошкольного возраста, подведение практических итогов реализации проекта и мониторинг оценки качества реализации проекта.
Распределение работы по этапам проекта
Этапы проекта
|
Деятельность педагога
|
Деятельность родителей |
Деятельность детей |
1 этап- Подготовительный |
Разработка проектов, плана совместных мероприятий с детьми, их родителями, содержания работы. Подбор необходимого оборудования и создание условий. |
Принимают задачи. Оказание помощи в создание условий и оснащении среды необходимым оборудованием, материалами, пособиями. |
Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем. Дополняют собственными. |
2 этап- Основной |
Реализация проектов. Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями, стимулирующая развитие экологических представлений. Консультационно - просветительская поддержка родителей в вопросах ознакомления дошкольников с миром дикорастущих растений. |
Оказывают помощь в создание мини экосистемы дикорастущих растений на территории детского сада, центры экспериментирования и природы, выполняют домашние задания, принимают участие в совместных мероприятиях, участие в выставках поделок из природного материала. |
Познают, экспериментируют, играют, взаимодействуют, создают, планируют, трудятся, общаются, исследуют |
3 этап- Обобщающий
|
Подведение практических итогов реализации проекта, мониторинг уровня сформированности экологических представлений о дикорастущих растениях у детей старшего дошкольного возраста. |
Помощь в создании книги «Азбука поведения в природе», «Красная книга Югры»
|
Участие в празнике «Природы жалобная книга» |
Проект разработан с опорой на методические пособия: Гаврилова О.Н «Перспективное планирование наблюдений на прогулках в старшей и подготовительной группах», Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», Дрязгунова В.А. «Дидактические игры с растениями», Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию дошкольников», Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», «Экологическое воспитание дошкольников», под ред. Николаевой С.Н., региональная программа экологического образования дошкольников «Экология для дошкольников», Гончаровой Е.В..
Формы образовательной работы делятся на три группы: работа воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с родителями воспитанников.
В первой форме главным является взаимодействие взрослого с детьми, создаётся обстановка совместной деятельности воспитателя и ребёнка.
Вторая форма образовательной работы основана на принципе автодидактизма. Обучающее воздействие здесь принадлежит дидактическому материалу, дидактической игре, игровым заданиям, которые направляют силы ребёнка, дают ему возможность самопознания. Процесс овладения знаниями и умениями опирается на собственные силы ребёнка (опыты, экспериментирования, продуктивная деятельность). Роль взрослого проявляется косвенно: в подготовке игровых заданий, в организации обстановки игр, в смене заданий в процессе игры, в индивидуальной работе.
Использование разнообразных форм совместной и партнёрской деятельности с родителями предполагает погружение детей в мир игры, совместной с взрослым продуктивной и познавательно–исследовательской деятельности.
Одним из средств экологического воспитания является создание разнообразной предметной среды:
- создание мини экосистемы дикорастущих растений на территории детского сада,
- центр экспериментирования и природы.
Современные информационно - коммуникационные технологии (развивающие, обучающие презентации, интерактивные дидактические игры, цифровой микроскоп) предполагают предъявление информации в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка, обладает стимулом познавательной активности детей, позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Основные методы:
- игровой метод;
- от простого к сложному;
- репродуктивные (выполнение заданий по образцу);
- продуктивные (включает в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия»);
- частично-поисковые (комментирование практических действий с выводом), заключаются в овладении приема анализа и синтеза задания с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения, стимулирования и мотивации (интереса).
Для успешной реализации проекта предполагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности.
Определение результативности образовательной деятельности связано со степенью решения целевых задач: формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Исходя из этого объектами мониторинга качества реализации проекта являются:
- интеллектуальные качества ребенка;
- степень освоения ребенком образовательных, развивающих и воспитательных задач в процессе реализации проекта.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей (приложение 2).
Педагог выставляет качественную оценку, анализируя реальное поведение ребёнка в естественной среде, используя метод наблюдения, а также анализируя продукты детской деятельности и результаты диагностических заданий.
Уровни: низкий - Н, средний - С, высокий – В установлены практикой проведения мониторинга детей дошкольного возраста.
Критерием оценки уровня знаний, умений, навыков ребёнка по каждому показателю являются следующие общие правила:
Высокий уровень - показатель у ребенка сформирован, соответствует возрасту; если показатель наблюдается в его деятельности, то это «Высокий уровень»; ребёнок в разумные сроки самостоятельно справляется со всеми практическими заданиями, уверенно и правильно отвечает на вопросы; знания носят обобщённый, системный характер – высокий уровень.
Средний уровень - показатель проявляется неустойчиво, отдельные компоненты недостаточно развиты; близкий к высокому; если показатель находится в состоянии становления (иногда проявляется, иногда нет), то это «Средний уровень»; ребёнок в разумные сроки самостоятельно справляется с половиной и более заданий, остальные задания выполняет с небольшой помощью педагога; имеет определённый объём фактических знаний, умений и навыков; системность и обобщённость знаний прослеживается слабо; может воспользоваться подсказкой педагога, выделив в подсказке «рациональное зерно» – средний уровень;
Низкий уровень - показатель не проявляется в деятельности, большинство компонентов недостаточно развиты; если показатель не проявляется ни в одной из ситуаций (ни в совместной со взрослым, ни в самостоятельной деятельности; ни при создании специальных ситуаций педагогом, провоцирующим его проявление), то это «Низкий уровень»; ребёнок не выполняет требования среднего уровня; имеет небольшие по объёму, поверхностные, неточные знания (или знания отсутствуют), умения и навыки не сформированы; как правило, не может воспользоваться подсказкой педагога, выделив в подсказке «рациональное зерно» – низкий уровень.
Ресурсы проекта
Ресурсы |
Характеристика ресурсов |
Временные |
год с поэтапной реализацией проекта 1 этап - разработка проектов, учебного плана совместных мероприятий с детьми, их родителями, содержание работы. Подбор необходимого оборудования и создание условий. 2 этап – реализация проектов. Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями, стимулирующая развитие экологических представлений. Консультационно - просветительская поддержка родителей в вопросах ознакомления дошкольников с миром дикорастущих растений. 3 этап - подведение практических итогов реализации проекта, мониторинг уровня сформированности экологических представлений о дикорастущих растениях у детей старшего дошкольного возраста. |
Информационные |
Гаврилова О.Н «Перспективное планирование наблюдений на прогулках в старшей и подготовительной группах», Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», Дрязгунова В.А. «Дидактические игры с растениями», Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию дошкольников», Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», «Экологическое воспитание дошкольников» Под ред. Николаевой С.Н. -Интернет–ресурсы:www.1september.ru; www.pedsovet.org; |
Интеллектуальные (экспертные) |
В ходе реализации Проекта сформирован вектор на инновационное развитие дошкольного образовательного учреждения, разработаны критерии и показатели педагогического мониторинга, определены уровни освоения знаний у детей 6-7лет. |
Кадровые |
В детском саду сформирована профессиональная, мобильная, работоспособная команда, включающая в себя управленческий, педагогический, учебно-вспомогательный персонал, представителей родительской общественности. |
Организационные |
Реализация проекта «Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений через ознакомление дошкольников с миром дикорастущих растений во взаимодействии с родителями» |
Материально-технические |
Материалы предметно-развивающей среды в группе: Оборудование: цифровой фотоаппарат, компьютер, принтер, проекционная система, интерактивная доска; Программное обеспечение: мультимедийная система, текстовые редакторы, электронные справочники, энциклопедии, цифровой микроскоп. Методическое обеспечение: методическая, художественная, познавательная литература. |
Партнеры
Партнеры |
Предмет отношений |
Воспитатель-руководитель проекта |
Разработка, реализация, руководство проектом. |
Воспитанники |
Участвуют в разработке, реализации и презентации результатов проектов, проявляют познавательную активность. |
Родители |
Взаимодействие детского сада и семьи строится через открытость в решении общих задач воспитания, создание реальных возможностей участия родителей в деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе позиции – детский сад – профессиональный помощник семьи в воспитании ребенка. |
Целевая аудитория
- Дети 6- 7-го, года жизни.
- Родители воспитанников.
План реализации проекта
Этапы |
Сроки реализации |
Мероприятия |
Ответственный |
1 этап |
сентябрь 2013 года
|
Разработка проектов, плана совместных мероприятий с детьми, их родителями, содержание работы. Подбор необходимого оборудования и создание условий. |
Воспитатель - руководитель проекта; родители. |
2 этап |
2013 – 2014 учебный год |
Реализация проектов. Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями, стимулирующая развитие экологических представлений. Консультационно - просветительская поддержка родителей в вопросах ознакомления дошкольников с миром дикорастущих растений. |
Воспитатель – руководитель проекта |
3 этап |
Май 2014 года |
Подведение практических итогов реализации проекта, мониторинг уровня сформированности экологических представлений о дикорастущих растениях у детей старшего дошкольного возраста. |
Воспитатель – руководитель проекта |
Результат и социальный эффект проекта
Психологический эффект педагогического опыта.
Старший дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают педагоги и психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый видом деятельности, в котором знания приобретаются.Большое значение для умственного развития дошкольников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия. Проектная деятельность не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.Метод проектов рассматривается мною как один из методов интегрированного обучения дошкольников, который основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Дети активно познают окружающий мир. Они не только задают много вопросов, но и сами формулируют ответы или создают версии. Их воображение помогает им не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
Результатом работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологического мировоззрения и сознания в процессе проектной деятельности можно считать следующие результаты:повышение экологических знаний, экологического сознания, увеличение процента детей с высоким уровнем развития экологической культуры на 32% (сентябрь – 56%, май уч.г. – 88%). Результаты педагогического мониторинга по определению качества реализации проекта.
Реализация данного проекта обеспечивает преемственность со школой, выпускники принимают участие в экологическом проекте «Зелёный автобус», целью которого является привлечение жителей города Нижневартовска к решению проблем окружающей среды, повышение уровня экологической культуры населения, распространение информации об экологической обстановке в городе.
Социальный эффект педагогического опыта.
Педагогический опыт обеспечивает паритет экологического образования и здоровье воспитанников 6-7 лет группы общеразвивающей направленности.
Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Проектная деятельность позволила:
- Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность.
- Сформировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста.
- Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
- Создать продукты, которые можно предъявить социуму.
А так же реализовать научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развивать интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения ребенком образовательной программы:
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
- Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Ресурсный эффект проекта.
1. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в образовательном учреждении).
2. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, обмен опытом, аттестация и др., самообразование).
3. Обеспечение интеллектуальных условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций, проведение семинаров).
4. Обеспечение материально-технических условий (тиражирование методических материалов, передового педагогического опыта на различных носителях - бумажных, электронных CD, DVD, видео).
5. Требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения, включающие: наличие условий в помещениях, в которых осуществляется образовательная деятельность. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса.
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.
Оценка эффективности педагогического опыта осуществлялась по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы, и позволила отследить динамику достижений детей включающих в себя описание интегративных качеств ребенка:
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
- Овладевший необходимыми умениями и навыками.
С целью создания открытого образовательного пространства, включения родителей в образовательный процесс, повышения педагогической грамотности, компетенции созданы информационно – просветительские газеты для родителей: «Солнечные лучики», «Профессиональные родители», «Наедине с природой».
Результативное участие детей в конкурсах, акциях: международнаяэкологическая акция «Марш парков»- 1, 2место в (2013 г.); участие в конкурсе «Марш парков 2014»
Перспективы развития
В перспективе - широкое внедрение технологии проектирования через:
- Обобщение опыта для педагогов города.
- Разработка и внедрение системы проведения семинаров-практикумов с молодыми специалистами детского сада по внедрению технологии проектирования в рамках реализации программы «Наставничество».
- Создание страницы на сайте детского сада с содержанием реализации проекта «Формирование экологических представлений через ознакомление дошкольников с миром дикорастущих растений во взаимодействии с родителями».
- Участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
- Сетевое взаимодействие в рамках профессионального сообщества «Социальная сеть педагогических работников» по проблеме экологического воспитания дошкольников.
Список литературы
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Воронеж 2002г.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология». Воронеж, 2006г.
- Гаврилова О.Н «Перспективное планирование наблюдений на прогулках в старшей и подготовительной группах» Тюмень 2000г.
- Гончарова Е.В. «Экология для малышей» Тюмень 2000г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» М.2008г.
- Грехова Л.И. «В союзе с природой». Москва – Ставрополь 2002г.
- Дрязгунова В.А. «Дидактические игры с растениями». М. 1981г.
- Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» М. 2008г.
- «Как знакомить дошкольников с природой» Под ред. Саморуковой П.Г. М. 1978г.
- Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» М. 2004г.
- Масленникава О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» Волгоград 2009г.
- Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми». Минск 1996г.
- «Мы» Программа экологического образования детей. Кондратьева Н.Н и др. Санкт-Петербург 2003г.
- Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников» М. 1998г.
- Николаева С.Н. «Юный эколог» М. 2002г.
- «От осени до лета». Составитель - Владимирская Л.А. Волгоград 2006г.
- Петров В.В. «Растительный мир нашей Родины». М. 1999г.
- «Проектная деятельность старших дошкольников» Составитель - Журавлёва В.Н. Волгоград 2009г.
- Управление ДОУ №2 2005г.
- Управление ДОУ №3 2007г.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой». М. 2007г.
- Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа» Волгоград 2005г.
- Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Подготовительная группа» Волгоград 2005г.
- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа» М. 2002г.
- «Экологическое воспитание дошкольников» Под ред. Николаевой С.Н. М. 1998г.
План работы по реализации проекта
«Проектная деятельность как средство формирования экологических представлений через ознакомление дошкольников с временами года во взаимодействии с родителями»
Педагогический проект
Тема: «Осень – чудная пора»
Цель проекта: Поддерживать естественный интерес дошкольников к миру растений, вести детей от знакомства с природой к ее пониманию; расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени.
Задачи:
- Систематизировать представления детей о состоянии растений осенью, о разнообразии плодов и семян.
- Конкретизировать представления об основных группах растений (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды).
- Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы в процессе проведения элементарных опытов.
- Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.
Ожидаемые результаты:
- Дети имеют обобщённые представления о последовательности изменений в природе осенью.
- Сформированы представления об основных группах растений (среда обитания, потребности, приспособление к сезонным изменениям среды).
Заключительный этап.
Викторина «Лес и его обитатели». Выставка поделок «Деревянная скульптура».
Возраст детей: 6-й год жизни
Образовательные области |
Виды детской деятельности |
Социализация |
Дидактические игры и развивающие упражнения: «Лес, сад, огород», «Найди пару», «Угадай, какой наш дом», Разгадывание кроссворда «Дары леса», «Узнай и назови» Творческая игра «Лесное путешествие» |
Труд |
Работа на экологической тропе: сбор семян растений; окапывание деревьев и кустарников; сбор листьев деревьев для осенних поделок |
Познание |
Непосредственно образовательная деятельность: «Экскурсия в осенний парк», «Беседа о лесе», рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень», «Чудесная лесенка», «Путешествие растений», «Путешествие в осень», «Растения лечат» Экспериментирование: «Растения «пьют» воду»,«У растений внутри есть вода» Наблюдения в природе: «Первые признаки осенних изменений у растений», «Крапива», «Шиповник», «Мать-и-мачеха», «Какие деревья теряют осенью листву», «Подорожник», «Подосиновик», «Рябина», «Осина», «Берёза», «Ива» |
Коммуникация |
Беседы: «Путешествие растений», «Черника», «Деревья – украшение земли» |
Чтение художественной литературы |
Чтение: М. Пришвин «Осеннее утро» Заучивание стихотворений: К. Бальмонта «Осень», О. Высоцкой «Осень» |
Художественное творчество |
Рисование. «Осеннее дерево», «Золотая осень» Аппликация. «Грибы», «Грибы на лесной полянке», «Осенний ковёр» (совместная работа детей парами) Изготовление поделок из пластилина и семян растений. |
Музыка |
Слушание произведений П.И. Чайковского «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» из цикла «Времена года»; разучивание песен об осени |
Культурно – досуговая деятельность |
Вечер загадок «Растительный мир» Викторина «Лес и его обитатели» |
Работа с родителями |
Участие в выставке поделок из природного материала «Дары Осени» Анкетирование: «Экологическое образование в семье» Ширма «Воспитание патриотизма через любовь к природе» Памятка «Влияние природы на духовное развитие ребёнка» |
Педагогический проект
Тема «Зима – чудесница»
Цель проекта: Обогащение знанийдетей о растительном мире нашего края.
Задачи:
- Познакомить детей с природой родного края, его особенностями; с жизнью растительного мира.
- Систематизировать и обогатить знания детей о своем крае.
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Ожидаемые результаты:
- Систематизированы представления детей о многообразии растительного мира родного края, их принадлежности к миру живого.
- Сформированы навыки безопасного поведения при проведении опытов, наблюдений, экспериментов.
- Используют знания и ощущения, полученные от наблюдений в природе в изобразительной деятельности.
Заключительный этап.
Создание книги «Азбука поведения в природе».
Возраст детей: 6-й год жизни
Образовательные области |
Виды детской деятельности |
Социализация |
Дидактические игры и развивающие упражнения: «Кто где живёт», лото «Растительный мир», «Собери целое» (растения), «Самый внимательный» |
Труд |
Окучивание стволов деревьев на участке снегом. |
Познание |
Непосредственно образовательная деятельность: «Сибирский кедр», «Правила поведения в лесу», «Рассматривание веток деревьев», «Путешествие в Зиму» Экспериментирование: Посадка фасоли. Внешний вид растений в зависимости от условий: недостаток влаги, тепла, света, воздуха, сравнение. Наблюдения в природе: «Ель», «Берёза», «Ива», «Сосна», «Рябина» |
Коммуникация |
Беседы: «Как всё живое растёт», «Ветка дерева» |
Чтение художественной литературы |
Чтение: К. Чолиева «Деревья спят» Заучивание стихотворений: В. Фёдоровой «Рябина», В Рождественского «Я знал тебя, моя рябина…» |
Художественное творчество |
Знакомство с живописью: Рассматривание репродукций картин И. Шишкина «Зима», Л. Бродской «Зимнее утро» Рисование: «Зимний лес», «Ветка дерева» (с натуры), «Белоснежна, белокрыла наша зимушка-зима» |
Музыка |
Слушание произведений П.И. Чайковского «Декабрь», «Январь», «Февраль» из цикла «Времена года»; разучивание песен о зиме |
Культурно – досуговая деятельность |
«Праздник Новогодней ёлки» Викторина «О растениях леса» |
Работа с родителями |
Листовка «Скоро Новый год» Консультации: «Охрана природы и дети», «Любовь к природе через игру» |
Педагогический проект
Тема «Весна – утро года»
Цель проекта: Формировать у детей навыки экологически грамотного поведения. Расширять представления детей о весне как времени года.
Задачи:
- Познакомить детей с весенними изменениями дикорастущих растений.
- Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.
- Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры, навыки ресурсосбережения.
- Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Ожидаемые результаты:
- Имеет представление о влиянии человека на природу.
- Развиты обобщённые представления о последовательности изменений в природе весной.
Заключительный этап.
«Прикоснись к природе сердцем» КВН с родителями.
Создание коллекции «Кора дерева».
Возраст детей: 6-й год жизни
Образовательные области |
Виды детской деятельности |
Социализация |
Дидактические игры и развивающие упражнения: «Найди, о чём скажу», «Откуда берётся мусор», «Что где растёт», «К названному дереву – беги!», «Где спрятался зайчик» |
Труд |
Уборка территории детского сада от мусора; заготовка талой воды для поливки комнатных растений. Посадка цветов. Посадка семян лекарственных трав |
Познание |
Непосредственно образовательная деятельность: «Растения - лёгкие Земли», «Где растения любят жить?», «Лес», «Зелёная аптека» Экспериментирование: «Влияние состава почвы на рост растения», «Животворное свойство воды», «Летающие семена» Наблюдения в природе: «Осина», «Проклюнувшие почки берёзы», «Одуванчик», «Мать-и-мачеха» |
Коммуникация |
Беседы: «Красная книга – сигнал опасности» Экскурсия: На поляну с одуванчиками |
Чтение художественной литературы |
Чтение: Н. Коростылев «Где твой дом?», Н. Сладков «Апрель», Л.И. Греховой «Трава здоровья» (сказка) Заучивание стихотворений: Роман Сеф «Балкон», стихотворения об одуванчике |
Художественное творчество |
Рисование: «Составь узор из листьев и веточек» (декоративное) Аппликация: «Ваза, украшенная цветком», «Одуванчик» |
Музыка |
Слушание произведения П.И. Чайковского «Март», «Апрель», «Май» из цикла «Времена года»; разучивание песен о весне |
Культурно – досуговая деятельность |
«Лесовичок в гостях у детей» Вечер загадок «Посвящается травам леса» |
Работа с родителями |
Ширма «Природа и дети» Акции «Цветущий сад» (посадка цветов на участке детского сада), «Чистое утро» (уборка территории) Памятка «Охрана природы и дети» |
Педагогический проект
Тема «Закружилась листва золотая»
Цель проекта: формировать причинно-следственные связи в природе, учить правильному поведению в природе.
Задачи:
- Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе.
- Выделение изменений в жизни растений в осенний период.
- Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
- Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Ожидаемые результаты:
- Сформированы обобщенные представления о сезонных изменениях в природе и жизни растительного мира.
Заключительный этап.
«В гостях у Феи леса» КВН с родителями.
Возраст детей: 7-й год жизни
Образовательные области |
Виды детской деятельности |
Социализация |
Дидактические игры и развивающие упражнения: Лото «Грибы», домино «Лесная ягода», лото «Растительный мир», ботаническое лото «Зелёный друг»; подвижная игра «Хоровод лесных растений», «Собери целое», «Да – нет» |
Труд |
Собрать листья берёзы и осины для гербария; сбор семян, уборка сухой травы, листьев. |
Познание |
Непосредственно образовательная деятельность: «Через добрые дела можно стать юным экологом», Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» Экспериментирование: «Двухцветный цветок». Сравнить красную и чёрную рябину. Рассмотреть через лупу листья черники и сравнить с брусничными. Найти листочки, которые по-разному падают на землю. Рассмотреть через лупу листья ивы. Сравнить растения: брусника и клюква. «Растение может обеспечивать себя питанием» Наблюдения в природе: «Рябина», «Осенние деревья», «Листопад», «Ива», наблюдение за грибами на экологической тропе, « Хвойные и лиственные деревья» |
Коммуникация |
Беседы: «Брусника», «Черника», «Беседа об осени», «Сибирская сосна – кедр» (цикл бесед) Экскурсия по аптекарской тропе. Творческая речевая деятельность: Придумывание сказки: «Как березка прощалась с последними листьями» |
Чтение художественной литературы |
Чтение: Л.И. Греховой «Рябинушка» (экологическая сказка), «Доброе дерево» Заучивание стихотворений: «Хоровод лесных растений» (для подвижной игры), А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» |
Художественное творчество
|
Рисование: «Осеннее дерево» (ранняя осень), «Осенний лес», «Осеннее дерево» (поздняя осень) Аппликация: «Ветка с осенними листьями» |
Музыка |
Слушание произведений П.И. Чайковского «Осенняя песня» (октябрь) из цикла «Времена года»; разучивание песен об осени |
Культурно – досуговая деятельность |
Вечер загадок «Травянистый покров земли» Викторина «Лес и его обитатели» (о растениях леса) Путешествие «Природа – чудесница» |
Работа с родителями |
Ширма «Влияние природы на духовное развитие ребёнка» Консультация «Природа и нравственное воспитание детей» |
Педагогический проект
Тема «Идёт волшебница зима»
Цель проекта: поддерживать и развивать интерес детей к природе.
Задачи:
- Обогащать знания детей о зимнем времени года.
- Формировать знания о растительном мире в зимний период.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
- Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Ожидаемые результаты:
- Сформированы обобщенные представления об особенностях приспособления к среде обитания растений нашего края.
- Сформировано представление о природно-хозяйственной деятельности человека и ее последствиях.
Заключительный этап:
Вечер поэзии «Наедине с природой».
Создание «Экологической энциклопедии».
Возраст детей: 7-й год жизни
Образовательные области |
Виды детской деятельности |
Социализация |
Дидактические игры и развивающие упражнения: «Времена года», «Узнай дерево», «Нади дерево по семенам», лото «Растения и животные», «Что где растет?», «Природа и человек» |
Труд |
Окучивание деревьев и кустарников снегом |
Познание |
Непосредственно образовательная деятельность: «Беседа о лесе», рассматривание картины К. Юона «Русская зима», «Корни растений»; рассматривание картины И. Грабаря «Февральская лазурь» Экспериментирование: «Корень имеет тонкие волоски, по которым впитывается вода в основной корень», «Дыхание листа», «Снег защищает почву», «Выращивание растений из морковных верхушек» Наблюдения в природе: «Рябина», «Хвойные деревья», «Ель» (цикл наблюдений) |
Коммуникация |
Беседы: «Можжевельник», «Дерево – живой организм» Исследовательская деятельность: Сравнить ягоды рябины до мороза и после; определить, сколько лет дереву Театрализованная деятельность: Проигрывание ситуаций в экологическом театре, инсценирование фрагментов экологических сказок. |
Чтение художественной литературы |
Чтение: Н. Сладков «Жалоба ёлки», «Январь», «Еловая каша» Заучивание стихотворений: С. А. Есенин «Белая береза» |
Художественное творчество |
Рисование: «Деревья в снегу», «Растительный узор» (декоративное рисование), «Что нам нравится зимой» |
Музыка |
Слушание произведения: Чюрленис. Симфоническая поэма «В лесу» (отрывок);разучивание песен о зиме |
Культурно – досуговая деятельность |
Праздник Новогодней ёлки Вечер поэзии «Наедине с природой» |
Работа с родителями |
Ширма «Влияние природы на духовное развитие ребёнка» Консультация «Познавательные интересы ребёнка» |
Педагогический проект
Тема «Весна - красна»
Цель проекта: дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир.
Задачи:
- Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.
- Знакомство детей с ростом, развитием и размножением растений, с их потребностью в пище, свете, тепле, воде.
- Развивать у ребенка стремление к познанию природы через творческо-экспериментальную деятельность.
- Воспитывать у ребенка охранительно-бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как среды жизни ребенка.
Ожидаемые результаты:
- Имеют представления о природе, как о среде обитания человека, фактах отрицательного и положительного воздействия человека на природу, Красной книге.
- Стремятся самостоятельно найти ответы на свои вопросы.
Заключительный этап.
Экологический праздник «Природы жалобная книга».
Возраст детей: 7-й год жизни
Образовательные области |
Виды детской деятельности |
Социализация |
Дидактические игры и развивающие упражнения: «Что будет, если…», «Нравится – не нравится», домино «Мы из Красной книги России», «Узнай и назови», «Загадай, мы отгадаем», «Прогулка с увеличительными стеклами» Подвижная игра: «Танец растений», «Найди свой бутон» Сюжетно – ролевая игра: «Юные спасатели» (с элементами подвижной) |
Труд |
Сбор поломанных веток на участке, подвязывание веток деревьев и кустарников. |
Познание |
Непосредственно образовательная деятельность: «Важность растений ни с чем несравнима», «Лес в жизни человека», «Человек и природа» Экспериментирование: Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках? Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорожника. Наблюдения в природе: Цикл наблюдений за ветками в вазе, «Ива», «Одуванчик» (цикл наблюдений), «Подорожник» |
Коммуникация |
Беседы: «Красная книга нашего региона – сигнал опасности», «Как растёт растение», «Взаимодействие человека с природой». Творческая речевая деятельность: составление рассказа «Как разбудили осинку» |
Чтение художественной литературы |
Чтение: «Лесной пожар», Л.И. Грехова «Шиповник» (экологическая сказка), М.Пришвин «Золотой луг» Заучивание стихотворений: Г. Новицкая «Вскрываются почки» |
Художественное творчество |
Рисование: «Ранняя весна», «Весенний ковёр» (декоративное рисование), «Цветущая весна» |
Музыка |
Слушание произведения А. Вивальди «Времена года»; разучивание песен о весне; «Подснежник» (апрель) из цикла "Времена года" (П.Чайковский) |
Культурно – досуговая деятельность |
Развлечение «Как вести себя в природе» Развлечение «Лекарственные растения – средства оздоровления человека» |
Работа с родителями |
КВН «Тайны природы» Консультация «Приобщение детей 6-7 лет к природе» Акции «Чтобы деревья были большими» (посадка саженцев), «Чистое утро» (уборка территории) |
Учебный год: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа: |
дети от 5 до 6 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: определение уровня сформированности экологических представлений о дикорастущих растениях у детей старшего дошк. возраста. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Период мониторинга: Стартовая (начало реализации проекта) |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
ФИО |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей |
Результаты освоения , % |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проявлять любознательность, стремиться к освоению нового |
Устанавливать простые причинно-следственные связи |
Bыстраивать предположения; обобщать результаты |
Объединять предметы; обозначать их обобщ. понятием |
Bладеть логическими операциями: анализ, сравн, др. |
Анализировать результаты наблюдений |
Иметь представление о сезонных изменениях |
Устанавливать простые причинно-следственные связи |
Иметь представления о растениях: виды, размножение |
Знает и выполняет правила поведения на природе. Знает как человек может беречь природу |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень НИЗКИЙ - Н, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Н" - Показатель не проявляется в деятельности, большинство компонентов недостаточно развиты |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень СРЕДНИЙ - С, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"С" - Показатель проявляется неустойчиво, отдельные компоненты недостаточно развиты |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень ВЫСОКИЙ - В, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"В" - Показатель у ребенка сформирован, соотвествует норме |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнено (С+В), % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НИЗКИЙ |
СРЕДНИЙ |
ВЫСОКИЙ |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уч. год: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа: |
дети от 6 до 7 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: определение уровня сформированности экологических представлений о дикорастущих растениях у детейстаршего дошк. возраста. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Период мониторинга: Итоговая (конец реализации проекта) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
ФИО |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей |
Результаты освоения , % |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать связи |
Использовать наглядные модели, символические средства |
Объединять предметы; обозначает их обобщ. понятием; обобщать результаты |
Bладеть логическими операциями: анализ, сравн, др. |
Объяснять экологические зависимости |
Cвязь взаимодействия человека с природой |
Ухаживать за растениями в уголке природы |
Причинно-следственные связи между средой и жизнью растений |
Растительность участка, леса, поля |
Представления о растениях родного края |
Растения занесенные в Красную книгу |
Соотносить с каждым сезоном особенности жизни растений |
Знает и выполняет правила поведения на природе. Знает как человек может беречь природу |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень НИЗКИЙ - Н, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Н" - Показатель не проявляется в деятельности, большинство компонентов недостаточно развиты |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень СРЕДНИЙ - С, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"С" - Показатель проявляется неустойчиво, отдельные компоненты недостаточно развиты |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень ВЫСОКИЙ - В, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"В" - Показатель у ребенка сформирован, соотвествует норме |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнено (С+В), % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НИЗКИЙ |
СРЕДНИЙ |
ВЫСОКИЙ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Поделиться с друзьями: